Решение Московского областного суда от 08.07.2015 по делу N 3-478/15 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими Закона Московской области от 30.12.2014 N 208/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования", Закона Московской области от 30.12.2014 N 209/2014-ОЗ "Об объединении городов областного подчинения Московской области Балашиха и Железнодорожный и внесении изменения в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области">
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. по делу № 3-478/15
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
с участием прокурора Московской области Козловой О.А.
при секретаре К.Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.А.А., Б.А.В., Г.В.В., П.Л.Г., И.А.С., О.Н.В. о признании недействующим Закона Московской области № 208/2014оз "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установления границы вновь образованного муниципального образования" и Закона Московской области № 209/2014оз "Об объединении городов областного подчинения Московской области Балашиха и Железнодорожный и внесения изменений в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области" полностью со дня их принятия,
установил:
Г.А.А. обратился в Московский областной суд с заявлением о признании недействующим Закона Московской области № 208/2014оз "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установления границы вновь образованного муниципального образования" (далее Закон № 208/2014оз). В обоснование требований, уточняя их, (л.д. 22 том 1) указал, что он является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован и постоянно проживает в г. Балашиха Московской области. Оспариваемым Законом № 208/2014оз были изменены границы территорий, в которых осуществлялось местное самоуправление, чем нарушены его права на осуществление местного самоуправления. Закон № 208/2014оз принят с нарушениями положений части 2 статьи 131, частей 1 и 2 статьи 15 Конституции РФ, а также нормам части 2 статьи 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон № 131-ФЗ). Ущемлено его как активное, так и пассивное избирательное право, а также право на участие в местном самоуправлении, в частности часть 2 статьи 4 Закона 208/2014оз сохраняет численность Совета депутатов городского округа Балашиха, между тем численность избирателей на каждого депутата возрастает, что снижает шансы на внимательное отношение к обращениям граждан. При реализации пассивного избирательного права с принятием данного Закона требуется значительно больше финансовых средств, что прямо следует из понесенных им расходов на выборах, прошедших 26 апреля 2015 года. Полагает, при принятии Закона 208/2014оз не выявлено мнение населения. Депутаты Совета депутатов г/о Балашиха не могли выражать мнение населения, поскольку в их предвыборных программах отсутствовал тезис об объединении муниципалитетов. Совет депутатов г/о Балашиха не разрабатывал оспариваемый законопроект, его текст озвучил и представил глава г/о Балашиха Ж.Е.И., на что не имел права. Кроме того, первоначальный вариант законопроекта претерпел изменения касательно статьи 5 Закона в части определения срока порядка избрания главы округа. Полагает, что внесение изменений возможно лишь путем принятия Советом депутатов нового решения и утверждения новой редакции закона. Утверждал, что положения Закона № 131-ФЗ регламентирует порядок преобразования городских поселений и не может распространиться на случаи объединения городских округов. Таким образом, Закон 208/2014оз принят с нарушением не только норм Федерального закона, но и Регламента Московской областной Думы и не может быть признан как нормативный правовой акт.
Заявители П.Л.Г., И.А.С., О.Н.В., Б.А.В., Г.В.В. обратились в Московский областной суд с заявлениями о признании также недействующим Закона Московской области № 208/2014оз "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установления границы вновь образованного муниципального образования" и Закона Московской области № 209/2014оз "Об объединении городов областного подчинения Московской области Балашиха и Железнодорожный и внесения изменений в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области" (далее Закон № 209/2014оз) полностью со дня их принятия.
В обоснование заявленных требований заявители указали, что все они являются жителями города Железнодорожный Московской области. Оспариваемыми законами нарушаются их права свободы, в том числе на осуществление местного самоуправления, а именно преобразование городского округа утрачивает статус города Железнодорожного как самостоятельного муниципального образования, что лишает жителей самостоятельного, полноценного и полного осуществления местного самоуправления. Железнодорожный как город областного подчинения с принятием Законов полностью прекратил свое существование, утратил название, что лишает жителей права на место жительства в том городе, в котором они родились Законы противоречат действующему Федеральному законодательству, Уставу г/о Железнодорожный, а именно пункту 2 статьи 13 Закона № 131-ФЗ, поскольку органы местного самоуправления г/о Железнодорожный не выражали самостоятельной инициативы по преобразованию г/о Железнодорожный, оно было произведено по инициативе другого муниципального образования, что также противоречит пункту 2 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления, части 1 статьи 132 и 133 Конституции РФ, части 3 статьи 17 Закона № 131-ФЗ. Изменение статуса городского поселения в связи с лишением его статуса городского округа осуществляется с согласия населения соответствующего городского поселения и населения муниципального района в состав, которого включается соответствующее городское поселение, однако в нарушение главы 5, статей 24 и 43 Закона № 131-ФЗ, а также статьям 10, 14 и 26 Устава г/о Железнодорожный при принятии оспариваемого Закона № 208/2014оз нарушена процедура его принятия в части получения согласия населения, что привело к нарушению прав жителей. Проведенные в г/о Железнодорожный публичные слушания по вопросу преобразования г/о, послужившие основанием для принятия Советом депутатов решений о поддержании законодательной инициативы г/о Балашиха по внесению в Московскую областную Думу оспариваемого проекта закона, а в дальнейшем и основанием для принятия закона о преобразовании и объединении городов не могли явиться основанием для выражения Советом депутатов согласия населения г/о Железнодорожный, поскольку публичные слушания носят рекомендательный характер и не являются способом исполнения нормы части 3 статьи 13 Закона № 131-ФЗ. Способом исполнения указанной нормы является голосование, предусмотренное порядком статьи 24 указанного закона. Сами по себе публичные слушания были проведены с нарушением действующего законодательства, что указывает на нарушение порядка принятия Законов установленного статьей 28 Закона № 131-ФЗ. При принятии Закона № 209/2014оз об объединении городов не было выявлено мнение населения города при изменении административно-территориального устройства, что вступает в противоречие с нормами части 3 статьи 9 Закона Московской области от 31.01.2013 года № 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области" (далее Закон № 11/2013-оз). Кроме того, изменение административно-территориального устройства проводилось до вступления в силу Закона о преобразовании округов. Оспариваемые законы были приняты, официально опубликованы в печатном издании и вступили в силу одновременно.
Гражданские дела по заявлениям Г.А.А., П.Л.Г. и И.А.С., О.Н.В., Б.А.В., Г.В.В. определениями Московского областного суда от 11 июня 2015 года и 30 июня 2015 года объединены в одно производство.
В судебном заседании заявители требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлениях, настаивали на их удовлетворении и указывали на нарушение их прав на осуществление местного самоуправления путем волеизъявления, в порядке, установленном законодательством.
Представитель Московской областной Думы по доверенности М.Т.С. поддержала доводы, изложенные в возражениях на поданные заявления, (л.д. 26 том 1) и пояснила, что Московская областная Дума возражает по всем заявлениям. Считает, что Законы не противоречат вышестоящим нормативно-правовым актам. Обжалуемые Законы ничем права заявителей не ущемили и не ограничили самостоятельность. Преобразование муниципального образования осуществляется по инициативе населения. Законодательно не установлено, какой именно орган государственной власти, орган местного самоуправления должен обратиться с инициативой о преобразовании. Любой орган местного самоуправления вправе обратиться с данной инициативой. Довод заявителей о выявлении мнения населения путем проведения референдума не состоятелен, поскольку объединение поселений производится по законодательству субъекта и с согласия населения, выраженного органом местного самоуправления. В данном случае согласие Совета депутатов. Решением Железнодорожного городского суда МО от 05 марта 2015 года заявителям было отказано в удовлетворении заявленных требований при оспаривании проведенных публичных слушаний по вопросу объединения округов. Заявители указывают, что Закон МО № 208/2014-ОЗ не соответствует ч. 7 ст. 13, ч. 3 ст. 12 № 131-ФЗ. Указанные нормы регулируют совершенно другие отношения, там говорится о лишении городского округа статуса городского округа, о процессе наделения городского поселения статусом городского округа и наоборот ч. 3 ст. 12 Закона говорит об изменении границ муниципального образования, однако данная норма тут не применима. С законодательной инициативой выступил Совет депутатов городского округа Балашиха, официальным представителем которого является Глава городского поселения. Согласно пояснительной записке, приложенной к законопроекту, преобразованные округа утрачивают статус муниципального образования, и появляется новое муниципальное образование. Преобразование влечет прекращение статусов городских округов и появление нового городского округа. На территории вновь образованного муниципального образования находится один город - Балашиха. В Московскую областную Думу были представлены не отмененные, не оспоренные решения о преобразовании. У Думы не было оснований не доверять им. Законопроект дорабатывался. Считая, что проект закона достаточно доработан срок предварительного рассмотрения Думой был сокращен, о чем было принято решение 25 декабря 2014 года.
Представитель Губернатора Московской области Г.Ю.И. поддержала представленные ранее возражения, указав, что в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать. Законы приняты в соответствии с требованиями законодательства, мнение жителей выражено в решении Совета депутатов. Голосование в данном случае проводить не требовалось, поскольку не было изменения границ.
Представитель Главного управления территориальной политики Московской области в суд не явился, извещен.
Прокурор Московской областной прокуратуры Козлова О.А. в заключении указала, что инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании оформляется решением соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Часть 3 статьи 13 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусматривает, что объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений. Поскольку городской округ является городским поселением, то объединение данных муниципальных образований возможно при соблюдении условий выдвижения такой инициативы, а также требований к составу территорий и границам муниципальных образований. Каких-либо изменений границ иных муниципальных образований вновь образованное муниципальное образование "Городской округ Балашиха" не вносит. Так как объединение не повлекло за собой изменение границ, то необходимости согласия населения указанных населенных пунктов, выраженного путем голосования (референдума), законодательством не требуется. В данном случае согласие населения выражается путем принятия решения представительным органом каждого из объединяемых поселений. Согласие населения каждого из городских округов оформлено решениями Совета депутатов городского округа Балашиха от 09.10.2014 № 3/6 и городского округа Железнодорожный от 17.12.2014 № 10/63. Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 28 Закона № 131-ФЗ были проведены публичные слушания по данному вопросу в городском округе Балашиха и городском округе Железнодорожный. В целях соблюдения требований Закона два города областного подчинения были объединены в один город областного подчинения МО с сохранением наименования Балашиха, из перечня городов был исключен город Железнодорожный, таким образом на территории вновь образованного городского округа находится один город областного подчинения. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона МО "Об административно-территориальном устройстве МО" объединение городов областного подчинения относится к ведению Московской областной Думы. Порядок при принятии оспариваемых Законов был соблюден. Оспариваемые Законы МО приняты в пределах компетенции органов государственной власти МО, не противоречат нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушают права заявителей.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что постановлениями Московской областной Думы № 13/111-П и № 16/111-П от 25 декабря 2014 года приняты Законы Московской области № 208/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" и № 209/2014-ОЗ "Об объединении городов областного подчинения Московской области Балашиха и Железнодорожный и внесении изменения в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области".
Согласно статье 1 Закона Московской области № 208/2014-ОЗ решено преобразовать городской округ Балашиха и городской округ Железнодорожный путем объединения во вновь образованное муниципальное образование и наделить вновь образованное муниципальное образование статусом городского округа (далее - городской округ Балашиха).
Предусмотрено, что в состав городского округа Балашиха входит населенный пункт - город Балашиха Московской области (статья 2 Закона Московской области № 208/2014-ОЗ).
Этим же Законом Московской области № 208/2014-ОЗ установлена граница городского округа Балашиха, определены представительный орган, его численность, а также высшее должностное лицо.
Статьей 1 Закона Московской области № 209/2014-ОЗ административно-территориальные единицы Московской области - город областного подчинения Московской области Балашиха и город областного подчинения Московской области Железнодорожный объединены в административно-территориальную единицу Московской области - город областного подчинения Московской области с сохранением наименования "Балашиха", а также внесены изменения в Закон Московской области № 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области".
Заявители обратились в суд с заявлениями о признании недействующими со дня принятия названных Законов Московской области, ссылаясь на их противоречие статьям Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Конституции РФ.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Подпунктом "л" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который также определяет государственные гарантии его осуществления.
Судом установлено, что главой городского округа Балашиха в рамках оптимизации и совершенствования муниципального управления в Московской области выдвинута инициатива о преобразовании муниципального образования "городской округ Балашиха Московской области" путем его объединения с городским округом Железнодорожный Московской области" в единый городской округ.
Решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 09 октября 2014 года № 3/6 "Об инициативе преобразования муниципального образования "городской округ Балашиха" одобрена инициатива главы города Балашиха Ж.Е.И. о преобразовании муниципального образования "городской округ Балашиха Московской области" путем его объединения с муниципальным образованием "городской округ Железнодорожный Московской области" (л.д. 80 том 1).
Решением Совета депутатов городского округа Железнодорожный Московской области от 15 октября 2014 года № 09/61 "О рассмотрении инициативы преобразования муниципального образования "городской округ Балашиха Московской области" путем объединения с муниципальным образованием "городской округ Железнодорожный Московской области" поддержана инициатива главы города Балашиха Московской области, одобренная вышеуказанным решением Совета депутатов.
По вопросу преобразования муниципальных образований данными решениями назначено проведение публичных слушаний в городских округах.
Как следует из материалов дела мнение населения как городского округа Балашиха, так и городского округа Железнодорожный выражено в решениях Советов депутатов о поддержке инициативы главы города Балашиха на преобразование городских округов путем их объединения.
Так, решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области № 8/33 от 17 декабря 2014 года с учетом мнения населения, выявленного по результатам публичных слушаний, проведенных 28 октября 2014 года, было поддержано предложение главы городского округа Балашиха об объединении административно-территориальных единиц Московской области города областного подчинения Балашиха и города областного подчинения Железнодорожный в единую административно-территориальную единицу - город областного подчинения с сохранением наименования "Балашиха". Главе городского округа Балашиха рекомендовано направить документы об объединении Губернатору Московской области (л.д. 143 том 1).
Решением Совета депутатов городского округа Железнодорожный Московской области № 10/63 от 17 декабря 2014 года, принимая во внимание результаты публичных слушаний, проведенных 05 ноября 2014 года, была поддержана инициатива главы городского округа Балашиха "О преобразовании городского округа Железнодорожный Московской области путем его объединения с городским округом Балашиха Московской области и выражено согласие с преобразованием городского округа Железнодорожный и городского округа Балашиха путем их объединения (л.д. 135 том 1).
Решением Совета депутатов городского округа Железнодорожный Московской области № 12/63 от 17 декабря 2014 года поддержана инициатива Совета депутатов городского округа Балашиха по внесению в Московскую областную Думу проекта закона Московской области "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" (л.д. 136 том 1).
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были проведены публичные слушания по данному вопросу в городском округе Балашиха и городском округе Железнодорожный.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Закона Московской области от 31 января 2013 г. № 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области" объединение городов областного подчинения относится к ведению Московской областной Думы.
В соответствии с частью 2 статьи 9 указанного Закона Московской области изменение административно-территориального устройства может осуществляться по инициативе Губернатора Московской области, комитетов Московской областной Думы, органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также на основании вступившего в силу закона Московской области об изменении статуса и границ муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования.
Принятие решений по вопросам изменения административно-территориального устройства производится с учетом мнения населения, проживающего на соответствующей территории, интересы которого непосредственно затрагивают указанные решения. В случае, когда изменение административно-территориального устройства проводится на основании вступившего в силу закона Московской области об изменении статуса и границ муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования, мнение населения выражается решением Совета депутатов муниципального образования, принятым с учетом выявленного ранее мнения населения по соответствующему изменению территориальной организации местного самоуправления (части 3 и 3.1 этой же статьи).
Частями 4 и 5 статьи 9 приведенного Закона Московской области установлено, что глава соответствующего муниципального образования в целях решения вопросов изменения административно-территориального устройства представляет вместе с сопроводительным письмом необходимые документы Губернатору Московской области, который вносит законодательную инициативу по вопросу изменения административно-территориального устройства в Московскую областную Думу.
Из материалов настоящего дела следует, что 17 декабря 2014 года главами городов Балашиха и Железнодорожный были приняты постановления о предоставлении Губернатору Московской области документов об объединении административно-территориальных единиц Московской области - городов областного подчинения Балашиха и Железнодорожный Московской области в единую административно-территориальную единицу Московской области - город областного подчинения Московской области с сохранением наименования "Балашиха".
Названные постановления были поддержаны решениями Советов депутатов города Балашиха Московской области и города Железнодорожный Московской области. Предусмотренные законом документы были направлены главами указанных городских округов Губернатору Московской области, который 23 декабря 2014 года внес законопроект об объединении городов областного подчинения в Московскую областную Думу (л.д. 137 том 1).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
В соответствии с частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (часть 2 статьи 13 упомянутого Федерального закона).
Часть 3 статьи 13 этого Федерального закона предусматривает, что объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.
Абзацем шестым части 1 статьи 2 указанного Федерального закона определено понятие городского округа. Городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Проанализировав приведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку городской округ является городским поселением, то объединение муниципальных образований городской округ Балашиха и Железнодорожный в статус городских округов возможно на основании части 3 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по правилам для объединения поселения.
Поскольку объединение городских округов не повлекло за собой изменение границ иных муниципальных образований, то необходимости согласия населения указанных населенных пунктов, выраженного путем голосования (референдума), законодательством не требуется, поскольку в данном случае в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ согласие населения выражается путем принятия решения представительным органом каждого из объединяемых поселений.
В соответствии с пунктом 1 карты (схемы приложение № 1 к Закон 208/2014оз) и описания границы, городского округа Балашиха, суммарная площадь территории городского округа Балашиха составляет 24418 га. Площадь городского округа Железнодорожный была установлена Законом Московской области № 179/2004-ОЗ "О статусе и границе городского округа Железнодорожный" составляет 2555,1 га, площадь городского округа Балашиха установлена Законом Московской области № 99/2006-ОЗ "О городском округе Балашиха и его границе" и составляет 21861 га.
С 2008 года на территории Московской области в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ, проводятся работы по приведению границ муниципальных образований в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства в виде координат поворотных точек. В оспариваемых законах Московской области об установлении границ муниципальных образований, площадь муниципальных образований округлена до гектара, в связи, с чем возникла погрешность определения площадей.
По итогам проведения работ по уточнению границ Советом депутатов городского округа Железнодорожный от 21 апреля 2010 года принято решение № 05/73 "Об изменении границы городского округа Железнодорожный Московской области". В результате проведенных работ площадь городского округа Железнодорожный увеличилась на 1.2 га.
Решением Совета депутатов Ногинского муниципального района Московской области от 10 ноября 2009 года № 369/37 и решением Совета депутатов городского поселения Электроугли Ногинского муниципального района Мо от 25 ноября 2009 года № 24/3 согласованы изменения границ между данными муниципальными образованиями.
Таким образом, Закон № 208/2014оз не предусматривает изменение границ городского округа Балашиха со смежными муниципальными образованиями, а изменение площади связано с устранением технической ошибки в определении площади городского округа Железнодорожный и с округлением площади городского округа Балашиха до целого гектара.
Судом были проверены и отклонены, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, утверждения заявителей о том, что положения Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, регламентирующие порядок преобразования городских поселений, не могут распространяться на случаи объединения городских округов.
Поскольку в силу статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ городской округ является городским поселением, то объединение муниципальных образований: городской округ Балашиха и городской округ Железнодорожный в статусе городского округа возможно на основании части 3 статьи 13 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ по правилам, установленным для объединения поселений.
Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 июля 2010 г. № 931-О-О, к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.
Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, публичные слушания являются одним из способов выявления мнения населения.
С учетом результатов публичных слушаний представительные органы городских округов приняли решения о преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный путем их объединения. Предусмотренный Федеральным законом № 131-ФЗ порядок реализации инициативы органа местного самоуправления о преобразовании муниципальных образований был полностью соблюден.
Довод заявителей о том, что публичные слушания в городских округах были проведены с нарушением норм законодательства, не нашел своего подтверждения. Более того, вопрос законности проведенных городским округом Железнодорожный Московской области публичных слушаний являлся предметом разбирательства Железнодорожного городского суда Московской области и отражен в решении от 05 марта 2015 года (л.д. 39 том 3) вступившем в законную силу определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 01 июня 2015 года.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые акты приняты в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ и Законом Московской области от 31 января 2013 г. № 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области", с соблюдением процедуры выяснения мнения населения городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный.
Довод о вмешательстве одного самостоятельного муниципального образования в предмет ведения другого муниципального образования и отсутствие самостоятельной инициативы органом местного самоуправления городского округа Железнодорожный суд находит не состоятельным, поскольку преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти в соответствии с данным федеральным законом, который не устанавливает требования об обязательности нескольких инициатив от всех объединяемых муниципальных образований, поэтому инициатива о преобразование городского округа Железнодорожный путем объединения с городским округом Балашиха была выражена одним муниципальным образованием и поддержана решением представительного органа муниципального образования Железнодорожный.
Возможность объединения двух и более поселений с образованием нового муниципального образования, определения его численности и высшего должностного лица предусмотрена федеральным законодательством.
Заявители не лишены права как избирать, так и быть избранными в представительный орган вновь образованного муниципального образования, так же не лишены возможности осуществления местного самоуправления. Следовательно, приведенные в данной части доводы являются не основанными на законе и не могут являться основанием признания законов не действующими. Приведенные доводы фактически говорят о несогласии граждан, заявителей с организацией местного самоуправления в новом муниципальном образовании.
Проект закона Московской области "Об объединении городов областного подчинения Балашиха и Железнодорожный" внесения изменений в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области", разработан в связи с необходимостью исполнения требований статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ. При объединении городских округов в состав образованного муниципального образования со статусом городского округа входит два города, что противоречит приведенным выше нормам Закона.
Во исполнение Закона Московской области № 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области" Губернатором Московской области в Московскую областную Думу внесен проект оспариваемого Закона № 209/2014оз. Процедура соблюдена и не противоречит нормам законодательства.
Согласно данного закона из перечня городов областного подчинения Московской области, установленного Законом Московской области № 11/2013оз был исключен город Железнодорожный Московской области, на территории вновь образованного городского округа Балашиха находится город областного подчинения Балашиха.
Оспариваемые в настоящем деле Законы Московской области № 208/2014-ОЗ и № 209/2014-ОЗ приняты субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, прошли все необходимые согласования и процедуры, предусмотренные Регламентом Московской областной Думы, требования федерального и областного законодательства соблюдены, противоречий актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено. Законы опубликованы на официальном интернет-портале Правительства Московской области, в издании "Еженедельные Новости. Подмосковье".
Довод заявителей о нарушении порядка внесения изменений в проект закона № 208/2014оз, в частности, в статью 5 Закона суд находит несостоятельным, поскольку с законодательной инициативой данного законопроекта выступил Совет депутатов городского округа Балашиха, официальным представителем которого является глава городского округа Балашиха. Законопроект дорабатывался Думой.
Как следует из статьи 5 проекта закона Московской области № 208/2014оз первый глава нового городского округа Балашиха избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по единому избирательному округу сроком на 5 лет и возглавляет администрацию.
Внесенные официальным представителем Совета депутатов городского округа Балашиха председателем Совета депутатов Ж.Е.И. изменения в статью 5 законопроекта являлись предметом обсуждения на заседании Комитета по местному самоуправлению и рабочей комиссии по повышению эффективности местного самоуправления. Текст законопроекта без каких-либо замечаний по тексту принят, и принят в целом, что не противоречит Регламенту (л.д. 190-204 том 1).
Законом Московской области № 52/2013-ОЗ от 13 апреля 2015 года в статью 5 Закона № 208/2014оз внесены изменения, в действующей редакции указанная статья заявителями не оспаривается.
В ходе рассмотрения дела дополнительным доводом заявленных требований заявителем Г.А.А. указано на неправомерное сокращение Московской областной Думой срока рассмотрение законопроектов.
Отклоняя данный довод суд, учитывает, что действительно, как следует из представленных материалов и пояснений представителя Московской областной Думы, срок предварительного рассмотрения законопроекта был сокращен, однако основанием сокращения срока послужило решение Московской областной Думы от 25 декабря 2014 года, поскольку проект закона был достаточно доработан.
Что касается доводов заявителей о несоответствии обжалуемых Законов Конституции Российской Федерации, то исходя из требований части 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд общей юрисдикции не вправе давать правовую оценку нормативным правовым актам, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Г.А.А., Б.А.В., Г.В.В., П.Л.Г., И.А.С., О.Н.В. о признании недействующими Закона Московской области № 208/2014оз "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установления границы вновь образованного муниципального образования" и Закона Московской области № 209/2014оз "Об объединении городов областного подчинения Московской области Балашиха и Железнодорожный и внесения изменений в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области" полностью со дня их принятия - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.
Судья
М.Ю. Елизарова
------------------------------------------------------------------