Типы документов

Реклама

Партнеры


Апелляционное определение Мособлсуда от 01.07.2015 по делу N 33-15663/2015 <Об оставлении без изменения решения Павлово-Посадского городского суда МО от 28.04.2015, которым было признано частично недействующим постановление главы городского округа Электрогорск МО от 04.12.2008 N 1005 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения на территории городского округа Электрогорск">



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. по делу № 33-15663/2015

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Фенко Е.А.,
при секретаре П.Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июля 2015 года апелляционные жалобы М.Н.Ю., администрации городского округа Электрогорск Московской области
на решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 апреля 2015 года по делу по заявлению М.Н.Ю. о признании противоречащим в части действующему законодательству нормативного правового акта органа местного самоуправления,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя М.Н.Ю. А.В.А., представителя администрации городского округа Электрогорск Московской области Р.Е.В.,

установила:

М.Н.Ю. обратилась в суд заявлением о признании противоречащим действующему законодательству постановления главы городского округа Электрогорск Московской области от 04.12.2008 года № 1005 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг населения на территории городского округа Электрогорск" в части утверждения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и признании его недействующим со дня принятия данного постановления.
Свои требования мотивировала тем, что по ее расчетам, количество тепла, начисляемое к оплате по адресу проживания, превышает количество тепла, которое должно начисляться ее дому в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
М.Н.Ю. полагает, что нарушаются ее жилищные права.
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа Электрогорск Московской области в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в судебное заседание не явился, извещался.
Решением Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 апреля 2015 заявление М.Н.Ю. удовлетворено частично: признано противоречащим действующему федеральному законодательству постановление главы городского округа Электрогорск Московской области от 04.12.2008 года № 1005 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг населения на территории городского округа Электрогорск" в части утверждения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда, на администрацию городского округа Электрогорск Московской области возложена обязанность в течение пяти дней со дня вступления в законную силу решения суда опубликовать решение суда или сообщение о решении суда издании "Электрогорские вести".
Не согласившись с вышеуказанным решением, М.Н.Ю., администрация городского округа Электрогорск Московской области обжалуют его в апелляционном порядке, просят отменить.
М.Н.Ю. не согласна с выводом суда о признании постановления недействующим со дня вступления решения суда, а не со дня принятия. Администрация городского округа Электрогорск считает выводы суда об удовлетворении заявления необоснованными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Постановлением главы городского округа Электрогорск от 04.12.2008 г. № 1005 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг населения на территории городского округа Электрогорск" (в редакции постановлением Главы городского округа Электрогорск Московской области 29.12.2008 г. № 1034) утверждены и введены в действие с 01.01.2009 года нормативы потребления коммунальных услуг для населения на территории городского округа Электрогорск Московской области.
Постановление № 1005 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг населения на территории городского округа Электрогорск" было опубликовано в выпуске газеты № 50 "Электрогорские вести" 18.12.2008 г., постановление № 1034 от 29.12.2008 года "О внесении изменений в постановление главы городского округа Электрогорск от 04.12.2008 года № 1005" опубликовано в выпуске газеты № 1 "Электрогорские вести" 15.01.2009 года. (л.д. 11-12).
Согласно приложению № 1 к постановлению норматив потребления отопления жилых домов установлен следующий: 0,023 Гкал/кв. м.
Постановлением Главы городского округа Электрогорск Московской области 29.12.2008 г. № 1034 "О внесении изменений в постановление Главы городского округа Электрогорск от 04.12.2008 г. № 1005 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения на территории городского округа Электрогорск" внесены изменения в п. 4.4 приложения № 1 для частных домов с газовой колонкой, водопроводом и канализацией.
Постановлением главы городского округа Электрогорск Московской области 15.12.2011 г. № 817 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения на территории городского округа Электрогорск" утверждены и введены в действие с 01.01.2012 г. новые нормативы потребления коммунальных услуг для населения на территории городского округа Электрогорск". Данное постановление отменено постановлением главы городского округа Электрогорск Московской области № 468 от 03.09.2012 года по протесту прокурора г. Павловский Посад.
В соответствии с постановлением главы городского округа Электрогорск Московской области от 03.09.2012 года № 468 управляющим компаниям и ТСЖ предписано производить начисление платы за коммунальные услуги населению в соответствии с постановлением главы городского округа Электрогорск от 04.12.2008 года № 1005.
Таким образом, по состоянию на день подачи заявления М.Н.Ю. в городском округе Электрогорск Московской области действует постановление главы городского округа Электрогорск Московской области от 04.12.2008 года № 1005.
Данное постановление является нормативно-правовым актом, так как в нем содержатся нормы права (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на регулирование общественных отношений (нормативы потребления тепловой энергии установлены для всего городского округа Электрогорск Московской области).
В соответствии с 4.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч. 2 с. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Из материалов дела следует, что М.Н.Ю. зарегистрирована и проживает по адресу <данные изъяты>. Заявителем указано, что ее квартира не оборудована приборами учета.
Поскольку нормативы потребления коммунальных услуг являются расчетными величинами для определения размера коммунальных платежей, суд правильно исходил из того, что заявитель имеет право на оспаривание нормативного акта.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ (в ред. от 31.12.2014 года) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ)
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ (в ред. от 04.05.2010 года) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, до 01.07.2012 года органы местного самоуправления были наделены полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг.
Следовательно, оспариваемое М.Н.Ю. постановление было принято уполномоченным органом.
В соответствии с п.п. 10, 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (ред. от 14.02.2015) нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, - применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам (в ред. постановления Правительства РФ от 17.12.2014 № 1380) При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении № 2 к настоящим Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены (абзац введен постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1380)
Таким образом, нормативы по отоплению для разных категорий домов не могут быть одинаковыми для всех домов, и, исходя из приложения к данным Правилам - формулам, используемым для определения нормативов потребления коммунальных услуг, должны существенно отличаться друг от друга.
Судебная коллегия принимает во внимание, что и на момент принятия оспариваемого постановления положения пп. д п. 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 предписывали при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитывать следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Положения п. 10 данных Правил также, как и в настоящее время, предписывали установление нормативов потребления коммунальных услуг едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг должны дифференцироваться.
Однако доказательства соблюдения вышеуказанных требований Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в материалы дела не представлены.
Судом приняты во внимание пояснения представителя заинтересованного лица администрации городского округа Электрогорск Московской области в судебном заседании 28.04.2015 года, из которых следует, что в администрации г. Электрогорск не собраны в полном объеме сведения об аналогичных конструктивных и технических параметров строений в городе Электрогорск. Кроме того, ввиду ограниченного срока хранения документации (пять лет) по состоянию на момент рассмотрения заявления не представляется возможным установить, на основании каких именно разъяснений и инструкций утверждалось обжалуемое постановление.
Таким образом, заинтересованным лицом не представлены доказательства того, что администрацией городского округа Электрогорск предпринимались какие-либо меры по формированию объема выборки многоквартирных домов городского округа Электрогорск и, следовательно, доказательства невозможности использования аналогового метода.
Поскольку нормативы потребления коммунальных услуг являются расчетными величинами для определения размера коммунальных платежей, суд правильно исходил из того, что оспариваемым нормативным актом нарушены права заявителя, и у него имеется право на оспаривание нормативного акта.
Таким образом, суд верно указал, что оспариваемый нормативно-правовой акт в части установления нормативов потребления коммунальных услуг противоречит п. 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, которые имеют высшую юридическую силу, оспариваемым нормативным актом нарушены права заявителя, и он подлежит признанию недействующим.
При определении даты, с которой нормативный правовой акт необходимо признать недействующим, суд правильно принял во внимание разъяснениями п. 28 Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которым, если нормативно-правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку оспариваемое М.Н.Ю. постановление применялось до настоящего времени, на его основании производились начисления и оплата коммунальных услуг населением г. Электрогорск Московской области, суд обоснованно счел возможным признать оспариваемое постановление недействующим в части установления нормативов потребления коммунальных услуг (отопление) только со дня вступления в законную силу решения суда.
Вывод суда о возложении на администрацию городского округа Электрогорск обязанности по публикации в печатном издании решения суда или сообщения о нем по вступлении его в законную силу соответствует требованиям ч. 3 ст. 253 ГПК РФ.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил заявления М.Н.Ю.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, не находит оснований к отмене решения суда.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


------------------------------------------------------------------