Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Совета депутатов Можайского муниципального района МО от 30.04.2015 N 184/2015-Р "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования Можайского муниципального района Московской области"



СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
МОЖАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2015 г. № 184/2015-Р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕСТНЫХ НОРМАТИВОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОЖАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принято
решением Совета депутатов
Можайского муниципального района
Московской области
от 29 апреля 2015 г. № 330/24

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Московской области от 07.03.2007 № 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области", постановлением Правительства Московской области от 24.06.2014 № 491/20 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области", на основании Устава Можайского муниципального района Московской области, решения Совета депутатов Можайского муниципального района от 19 февраля 2015 г. № 173/2015-Р "Об утверждении Положения о порядке подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования Можайского муниципального района Московской области и внесения в них изменений" Совет депутатов Можайского муниципального района решил:
1. Утвердить местные нормативы градостроительного проектирования Можайского муниципального района Московской области (прилагаются).
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Новая жизнь" и разместить на официальном сайте администрации Можайского муниципального района.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Местные нормативы градостроительного проектирования Можайского муниципального района вводятся в действие со дня официального опубликования настоящего решения.

Глава Можайского
муниципального района
А.В. Черный





Утверждены
решением Совета депутатов
Можайского муниципального района
Московской области
от 30 апреля 2015 г. № 184/2015-Р

МЕСТНЫЕ НОРМАТИВЫ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОЖАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. В местных нормативах градостроительного проектирования Можайского муниципального района Московской области (далее - местные нормативы) используются следующие основные понятия:
блокированные жилые дома - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет индивидуальный выход на территорию общего пользования;
жилой квартал - часть жилой территории населенного пункта, ограниченная улицами, проездами, дорогами, пешеходными аллеями, естественными и искусственными рубежами;
здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания (жилое здание) и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением функций зрения и слуха, приводящими к полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обучаться и заниматься трудовой деятельностью;
индивидуальные жилые дома - отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
коэффициент застройки жилого квартала (жилого района) - отношение площади территории, застроенной жилыми домами (суммарной площади горизонтальных сечений жилых домов на уровне цоколя, включая выступающие части), к площади территории жилого квартала (жилого района), выраженное в процентах;
многоквартирный дом (многоквартирный жилой дом) - жилое здание с числом квартир две и более, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, на котором размещен жилой дом, либо в помещения общего пользования в таком здании. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством;
объекты местного значения (объекты местного значения муниципального района) - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления муниципального района полномочий по вопросам местного значения муниципального района и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с законами Московской области, Уставом муниципального района и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального района;
плотность застройки жилого квартала (жилого района) - отношение суммарной поэтажной площади в квадратных метрах наземных частей жилых домов в габаритах наружных стен, включая встроенные и пристроенные нежилые помещения, к площади территории в гектарах жилого квартала (жилого района);
помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями;
сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;
средняя этажность - отношение суммарной поэтажной площади наземной части жилых домов в габаритах наружных стен, включая встроенные и пристроенные нежилые помещения, к площади территории, застроенной этими жилыми домами (в случае, если площади этажей в каждом доме одинаковы и равны площади застройки, это отношение эквивалентно средней арифметической взвешенной этажности домов с весовыми коэффициентами в виде площадей застройки домов);
территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, парки, скверы, бульвары); к озелененной территории общего пользования относится часть территории общего пользования, предназначенная для различных форм отдыха населения, на которой произрастают древесные, кустарниковые и травянистые растения.
1.2. Помимо понятий, перечисленных в п. 1.1 настоящего раздела, в местных нормативах используются понятия, содержащиеся в федеральных законах и законах Московской области, в национальных стандартах и сводах правил, в нормативах градостроительного проектирования Московской области, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 24.06.2014 № 491/20.
1.3. Местные нормативы разрабатываются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Московской области от 07.03.2007 № 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области", Законом Московской области от 30.03.2005 № 95/2005-ОЗ "О статусе и границах Можайского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", постановлением Правительства Московской области от 24.06.2014 № 491/20 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Московской области" (далее - нормативы градостроительного проектирования Московской области), с учетом законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, земельного, лесного, водного законодательств, законодательства об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иного законодательства Российской Федерации и Московской области.
1.4. Местные нормативы являются муниципальным правовым актом по организации градостроительной деятельности в Можайском муниципальном районе Московской области (далее - Можайский муниципальный район, муниципальный район), устанавливающим требования к характеристикам объектов местного значения в границах муниципального района.
1.5. Местные нормативы содержат совокупность установленных расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения Можайского муниципального района объектами местного значения (относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 3 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, иными объектами местного значения) и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения, а также материалы по обоснованию, правила и область применения этих расчетных показателей.
1.6. Расчетные показатели и (или) их значения, отмеченные звездочкой (*), не являются предметом утверждения местных нормативов, поскольку не связаны с решением вопросов местного значения муниципального района. Такие расчетные показатели установлены в нормативах градостроительного проектирования Московской области и приведены в справочно-информационных целях для полноты описания требований при совместном размещении объектов местного значения муниципального района и объектов иного значения (в том числе регионального) на территории Можайского муниципального района.
1.7. Местные нормативы подготовлены в целях:
- организации управления градостроительной деятельностью в Можайском муниципальном районе средствами установления требований к территориальному планированию, градостроительному зонированию поселений, входящих в состав района, планировки территории поселений;
- обоснованного определения параметров развития территорий Можайского муниципального района при подготовке схемы территориального планирования (внесении в нее изменений);
- сохранения и улучшения условий жизнедеятельности населения Можайского муниципального района при реализации решений, содержащихся в документах территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории.
1.8. Можайский муниципальный район входит в состав Волоколамско-Можайской рекреационно-аграрной устойчивой системы расселения Московской области. В состав Можайского муниципального района входят следующие муниципальные образования:
городское поселение Можайск;
городское поселение Уваровка;
сельское поселение Борисовское;
сельское поселение Бородинское;
сельское поселение Горетовское;
сельское поселение Дровнинское;
сельское поселение Замошинское;
сельское поселение Клементьевское;
сельское поселение Порецкое;
сельское поселение Спутник;
сельское поселение Юрловское.
Административным центром Можайского муниципального района является город Можайск.

2. Основная часть - расчетные показатели минимально
допустимого уровня обеспеченности населения Можайского
муниципального района объектами местного значения
муниципального района и расчетные показатели максимально
допустимого уровня территориальной доступности таких
объектов для населения

2.1. Расчетные показатели в области жилищного строительства.
2.1.1. Максимально допустимая этажность жилых и нежилых зданий:
- в городе Можайск - 5 этажей;
- в поселке городского типа рабочем поселке Уваровка - 4 этажа;
- в сельских населенных пунктах - 3 этажа.
Допускаются строительство и реконструкция жилых и нежилых зданий с отклонением от установленной максимально допустимой этажности в случаях, на условиях и в порядке, предусмотренных нормативами градостроительного проектирования Московской области.
2.1.2. При определении максимальной этажности жилого дома в число этажей включаются все надземные этажи, кроме технического, в том числе мансардный и цокольный, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. При различном числе этажей в разных частях жилого дома, а также при размещении жилого дома на участке с уклоном, когда за счет уклона увеличивается число этажей, этажность определяется отдельно для каждой части жилого дома.
2.1.3. Нормируемыми элементами планировочной структуры территорий жилой застройки являются жилой район и жилой квартал.
2.1.4. Для расчета предельно допустимых параметров застройки жилого квартала (части жилого квартала) и жилого района многоквартирными жилыми домами в населенных пунктах используются следующие показатели:
- максимальный коэффициент застройки квартала;
- максимальная плотность застройки квартала;
- максимальный коэффициент застройки жилого района;
- максимальная плотность застройки жилого района;
- максимальная плотность населения жилого района, значения которых в зависимости от средней этажности приведены в таблице 1.

Таблица 1

Средняя этажность многоквартирных жилых домов
Жилой квартал
Жилой район
Максимальный коэффициент застройки *, %
Максимальная плотность застройки *, кв. м/га
Максимальный коэффициент застройки*, %
Максимальная плотность застройки *, кв. м/га
Максимальная плотность населения *, чел./га
Город Можайск
1
45,3
4530
26,9
2690
101
2
36,7
7340
18,9
3780
135
3
30,5
9200
14,5
4340
155
4
26,2
10500
11,7
4700
168
5
23,0
11500
9,9
4960
177
Рабочий поселок Уваровка и сельские населенные пункты с численностью населения свыше 3 тыс. человек
1
45,0
4500
26,6
2660
100
2
36,3
7260
18,6
3720
133
3
30,1
9000
14,2
4260
152
4
25,8
10300
11,5
4610
165
Сельские населенные пункты с численностью населения от 1 до 3 тыс. человек
1
44,8
4480



2
36,1
7230



3
29,9
9000




Сельские населенные пункты с численностью населения менее 1 тыс. человек
1
44,7
4470



2
35,9
7190



3
29,7
8920




Примечания:
1) предельные показатели для промежуточных нецелочисленных значений средней этажности рассчитываются методом линейной интерполяции;
2) средняя этажность, коэффициент застройки и плотность застройки жилыми домами по определению являются математически связанными показателями: плотность застройки равна произведению средней этажности на коэффициент застройки с учетом коэффициентов согласования единиц измерения, например: 2 x (36,7% / 100%) x 10000 = 7340.

2.1.5. Для расчета предельно допустимых параметров застройки жилого квартала (части жилого квартала) блокированными жилыми домами в населенных пунктах используются показатели - максимальный коэффициент и максимальная плотность застройки, значения которых в зависимости от средней этажности приведены в таблице 2.

Таблица 2

Средняя этажность блокированных жилых домов в жилом квартале
Максимальный коэффициент застройки жилого квартала, %
Максимальная плотность застройки жилого квартала, кв. м/га
Город Можайск
1
48,5
4850
2
41,2
8230
3
36,1
10830
Рабочий поселок Уваровка и сельские населенные пункты с численностью населения свыше 3 тыс. человек
1
48,3
4830
2
40,9
8180
3
35,8
10750
Сельские населенные пункты с численностью населения от 1 до 3 тыс. человек
1
48,3
4830
2
40,9
8180
3
35,8
10750
Сельские населенные пункты с численностью населения менее 1 тыс. человек
1
48,2
4820
2
40,7
8130
3
35,5
10660

Примечания:
1) предельные показатели для промежуточных нецелочисленных значений средней этажности рассчитываются методом линейной интерполяции;
2) средняя этажность, коэффициент застройки и плотность застройки жилыми домами по определению являются математически связанными показателями: плотность застройки равна произведению средней этажности на коэффициент застройки с учетом коэффициентов согласования единиц измерения, например: 2 x (40,9% /100%) x 10000 = 8180.

2.2. Расчетные показатели в области социальной и коммунально-бытовой инфраструктур.
2.2.1. Виды и примерный состав объектов социального и коммунально-бытового назначения в границах жилого квартала, жилого района и населенного пункта приведены в таблице 3.

Таблица 3

Виды объектов
Примерный состав объектов в границах
жилого квартала
жилого района
населенного пункта
Объекты физической культуры и спорта
Спортивные площадки
Физкультурно-оздоровительные комплексы, плоскостные сооружения
Стадионы, дворцы спорта, спортивные залы, плавательные бассейны
Объекты торговли и общественного питания
Магазины продовольственных и промышленных товаров, пункты общественного питания
Торговые центры, рестораны, кафе, бары, столовые, кулинарии
Торговые комплексы, универсальные и специализированные рынки, ярмарки, рестораны
Объекты коммунально-бытового назначения
Приемные пункты химчисток и прачечных, салоны-парикмахерские
Ателье, ремонтные мастерские, общественные туалеты
Гостиницы, дома быта, бани, предприятия ритуальных услуг
Объекты связи, финансовых, юридических и др. услуг

Отделения почтовой связи, отделения банков
Проектные и конструкторские бюро, офисные центры, юридические консультации, риэлторские и туристические агентства, страховые компании, нотариальные конторы, ломбарды
Объекты здравоохранения

Аптечные учреждения, молочные кухни
Больничные учреждения, амбулаторно-поликлинические учреждения, фельдшерско-акушерские пункты, учреждения скорой медицинской помощи, учреждения охраны материнства и детства, в т.ч. родильный дом, женская консультация, санаторно-курортные учреждения, учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Объекты образования

Муниципальные дошкольные образовательные организации, муниципальные общеобразовательные организации
Дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования
Объекты культуры и досуга


Дворцы культуры, музеи, музеи-усадьбы, выставочные залы, кинотеатры, библиотеки, досуговые центры, клубы и учреждения клубного типа
Административные и управленческие объекты


Объекты администрации муниципальных образований, судов, прокуратуры, учреждений юстиции, управления ЗАГС, УВД, военного комиссариата, УФНС, пожарного депо, управления пенсионного фонда, общественных организаций и объединений

2.2.2. При определении минимально необходимых размеров территории для размещения объектов конкретного назначения в границах квартала, жилого района, города применяется показатель - минимальная удельная площадь территории для размещения объектов в расчете на человека.
2.2.3. Показатели минимальной удельной площади территории для размещения объектов в городе Можайск приведены в таблице 4.

Таблица 4

Вид объектов
Минимальная удельная площадь территории, кв. м/чел.
в границах квартала со средней этажностью жилых домов
дополнительно в границах жилого района со средней этажностью жилых домов
Дополнительно в границах города
до 3 эт.
от 4 до 5 эт.
до 3 эт.
от 4 до 5 эт.
Объекты физической культуры и спорта <*>
1,17
1,15
2,08
2,03
0,24
Объекты торговли и общественного питания <*>
0,58
0,39
1,75
1,67
0,41
Объекты коммунально-бытового назначения <*>
0,25
0,17
0,35
0,33
0,05
Объекты связи, финансовых, юридических и других услуг <*>
0
0
1,05
1,00
0,14
Объекты здравоохранения
0
0
0,35
0,33
0,54
Объекты образования
0
0
7,67
7,07
0,41
Объекты культуры и досуга <*>
0
0
0
0
0,27
Административные и управленческие объекты <**>
0
0
0
0
0,49

В поселке городского типа - рабочем поселке Уваровка в таблице 5.

Таблица 5

Вид объектов
Минимальная удельная площадь территории, кв. м/чел.
в границах квартала со средней этажностью жилых домов
дополнительно в границах жилого района со средней этажностью жилых домов
Дополнительно в границах поселка городского типа
до 3 эт.
4 эт.
до 3 эт.
4 эт.
Объекты физической культуры и спорта <*>
1,20
1,19
2,13
2,10
0,24
Объекты торговли и общественного питания <*>
0,58
0,46
1,79
1,75
0,41
Объекты коммунально-бытового назначения <*>
0,25
0,20
0,36
0,35
0,05
Объекты связи, финансовых, юридических и других услуг <*>
0
0
1,08
1,05
0,14
Объекты здравоохранения
0
0
0,36
0,35
0,54
Объекты образования
0
0
7,82
7,47
0,41
Объекты культуры и досуга <*>
0
0
0
0
0,27
Административные и управленческие объекты <**>
0
0
0
0
0,49

В сельских населенных пунктах с численностью населения свыше 3 тыс. человек в таблице 6.

Таблица 6

Вид объектов
Минимальная удельная площадь территории, кв. м /чел.
в границах сельского населенного пункта
дополнительно в границах поселения
Объекты физической культуры и спорта <*>
3,33
0,24
Объекты торговли и общественного питания <*>
3,37
0,41
Объекты коммунально-бытового назначения <*>
0,61
0,05
Объекты связи, финансовых, юридических и других услуг <*>
1,08
0,14
Объекты здравоохранения
0,36
0,54
Объекты образования
7,82
0,41
Объекты культуры и досуга <*>
0
0,27
Административные и управленческие объекты <**>
0
0,49

В сельских населенных пунктах с численностью населения от 1 до 3 тыс. человек в таблице 7.

Таблица 7

Вид объектов
Минимальная удельная площадь территории, кв. м/чел.
в границах сельского населенного пункта
дополнительно в границах поселения
Объекты физической культуры и спорта <*>
3,15
0,24
Объекты торговли и общественного питания <*>
1,99
0,41
Объекты коммунально-бытового назначения <*>
0,56
0,05
Объекты связи, финансовых, юридических и других услуг <*>
0,95
0,14
Объекты здравоохранения
0,36
0,18
Объекты образования
7,90
0,41
Объекты культуры и досуга <*>
0,19
0,08
Административные и управленческие объекты <**>
0,15
0,34

--------------------------------
<*> Объекты, связанные с решением вопросов местного значения как муниципального района, так и входящих в его состав поселений. Расчетные показатели для таких объектов приводятся в целом без разделения объектов местного значения муниципального района и поселений.
<**> Объекты, связанные с решением вопросов местного значения муниципального района, а также иные объекты, в том числе местного значения поселений, регионального значения, федерального значения. Расчетные показатели для них приводятся в информационно-справочных целях и не являются предметом утверждения в местных нормативах.

В сельских населенных пунктах с численностью населения до 1 тыс. человек в таблице 8.

Таблица 8

Вид объектов
Минимальная удельная площадь территории, м /чел.
в границах сельского населенного пункта
дополнительно в границах поселения
Объекты физической культуры и спорта <*>
3,19
0,24
Объекты торговли и общественного питания <*>
1,43
0,41
Объекты коммунально-бытового назначения <*>
0,37
0,05
Объекты связи, финансовых, юридических и других услуг <*>
0
1,10
Объекты здравоохранения
0,37
0,17
Объекты образования
0
8,38
Объекты культуры и досуга <*>
0
0,27
Административные и управленческие объекты <**>
0
0,49

--------------------------------
<*> Объекты, связанные с решением вопросов местного значения как муниципального района, так и входящих в его состав поселений. Расчетные показатели для таких объектов приводятся в целом без разделения объектов местного значения муниципального района и поселений.
<**> Объекты, связанные с решением вопросов местного значения муниципального района, а также иные объекты, в том числе местного значения поселений, регионального значения, федерального значения. Расчетные показатели для них приводятся в информационно-справочных целях и не являются предметом утверждения в местных нормативах.

2.2.4. В таблицах 4 и 5 минимальная удельная площадь территории для размещения объектов в границах квартала приведены в графе "в границах квартала со средней этажностью жилых домов"; в границах жилого района определяется как сумма площади в квартале и дополнительной площади в жилом районе, приведенной в графе "дополнительно в границах жилого района со средней этажностью жилых домов"; в границах города (поселка городского типа) определяется как сумма площади в жилом районе и дополнительной площади в городе (поселке городского типа), приведенной в графе "дополнительно в границах города (поселка городского типа)".
В таблицах 6-8 минимальные удельные площади территории для размещения объектов в границах населенного пункта приведены в графе "в границах населенного пункта"; в графе "дополнительно в границах поселения" указывается потребность в площади территории для размещения объектов, обслуживающих жителей населенного пункта за его границей.
2.2.5. Минимальная обеспеченность населения Можайского муниципального района объектами социального и коммунально-бытового назначения в виде емкостных характеристик предоставляемых в них услуг в расчете на 1 тыс. человек принимается:
1) местами в дошкольных образовательных организациях - 65 мест;
2) местами в общеобразовательных организациях (школах) - 135 мест;
3) посещениями в смену поликлиник - 22,6 посещения в смену;
4) койко-местами в стационарных учреждениях здравоохранения - 6 коек;
5) площадью торговых объектов <*> - 1510 кв. кв. м;
6) услугами общественного питания <*> - 40 посадочных мест;
7) бытовыми услугами <*> - 10,9 рабочего места;
8) единовременной пропускной способностью объектов спорта <*> - 28 единиц;
9) площадью спортивных залов <*> - 106 кв. м;
10) площадью зеркала воды в плавательных бассейнах <*> - 9,96 м;
11) площадью спортивных плоскостных сооружений <*> - 948,3 м.
--------------------------------
<*> Объекты, связанные с решением вопросов местного значения как муниципального района, так и входящих в его состав поселений. Расчетные показатели для таких объектов приводятся в целом без разделения объектов местного значения муниципального района и поселений.
<**> Объекты, связанные с решением вопросов местного значения муниципального района, а также иные объекты, в том числе местного значения поселений, регионального значения, федерального значения. Расчетные показатели для них приводятся в информационно-справочных целях и не являются предметом утверждения в местных нормативах.

2.2.6. Минимально необходимые площади земельных участков в зависимости от емкостных характеристик размещаемых на них объектов социального и коммунально-бытового назначения рекомендуется принимать в соответствии с приложением № 1 к местным нормативам.
2.2.7. Максимальная пешеходная доступность от места жительства до объектов социального и коммунально-бытового назначения принимается не более указанной в таблице 9.

Таблица 9

Виды объектов
Максимальная пешеходная доступность от места жительства, км
зоны застройки многоквартирными жилыми домами
зоны застройки блокированными и индивидуальными жилыми домами
Объекты здравоохранения, в том числе:


поликлиники
1,0
1,5
молочные кухни
0,5
0,8
аптеки
0,5
0,8
Объекты коммунально-бытового назначения
0,5
0,8
Объекты торговли и общественного питания
0,5
0,8
Объекты физической культуры и спорта
1,0
1,5

2.2.8. Размещение, расширение и реконструкция кладбищ, крематориев, колумбариев осуществляются в соответствии с санитарными правилами и нормами и настоящими местными нормативами.
Площадь земельного участка для кладбища принимается из расчета 0,5 га на 1 тыс. жителей, но не менее 0,5 га и не более 40 га.
Вновь создаваемые кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории, кладбища с погребением после кремации - 50 метров.
Колумбарии для захоронения урн с прахом после кремации размещаются на специально выделенных земельных участках. Допускается размещение колумбариев за пределами территорий кладбищ, на обособленных участках на расстоянии не менее 50 метров от жилых зданий, территорий образовательных организаций, лечебных, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений, садоводческих товариществ, учреждений социального обеспечения населения.
2.2.9. Пешеходная доступность от места жительства в зонах застройки блокированными и индивидуальными жилыми домами до ближайшей остановки пассажирского транспорта общего пользования не более 0,8 км, а в зонах застройки многоквартирными жилыми домами - не более 0,5 км.
2.2.10. Максимальная дальность пешеходных подходов от объектов массового посещения до ближайшей остановки транспорта общего пользования приведена в таблице 10.

Таблица 10

Объекты массового посещения
Максимальная дальность пешеходных подходов, км
Зоны массового отдыха
0,2
Торговые центры и комплексы
0,15
Розничные и сельскохозяйственные рынки <*>
0,15
Стадионы
0,2
Станции пригородных железных дорог
0,15
Иные объекты массового посещения
0,25

--------------------------------
<*> Объекты, связанные с решением вопросов местного значения как муниципального района, так и входящих в его состав поселений. Расчетные показатели для таких объектов приводятся в целом без разделения объектов местного значения муниципального района и поселений.
<**> Объекты, связанные с решением вопросов местного значения муниципального района, а также иные объекты, в том числе местного значения поселений, регионального значения, федерального значения. Расчетные показатели для них приводятся в информационно-справочных целях и не являются предметом утверждения в местных нормативах.

2.2.11. При размещении на территории населенного пункта объектов социального и культурно-бытового назначения для работников и посетителей объектов рекомендуется предусматривать приобъектные автостоянки (парковки) с количеством парковочных мест в зависимости от вида и емкостных характеристик объектов в соответствии с таблицей 11.

Таблица 11

Виды объектов
Количество парковочных мест
Офисы и административные здания
1 место на 50-60 кв. м общей площади здания
Магазины
1 место на 40-50 кв. м общей площади, но не менее 2 мест на объект
Спортивные залы
1 место на 5-7 мест в раздевалке
Кафе, рестораны
1 место на 7-10 посадочных мест, но не менее 4 мест на объект
Поликлиники
1 место на 30-50 посещений в смену, но не менее 4 мест на объект
Больницы
1 место на 15-20 койко-мест, но не менее 4 мест на объект
Отделения полиции
3 места на объект
Дошкольные образовательные организации
3 места на объект
Отделения связи
2 места на объект
Отделения банка
2 места на объект

2.2.12. На автостоянках (парковках) при объектах торговли, сферы услуг, объектах здравоохранения, спортивных и культурно-зрелищных объектах следует предусматривать не менее 10% общего числа парковочных мест для автомобилей инвалидов, но не менее одного места.
2.2.13. Площадь территории для размещения одного автомобиля на автостоянках принимается 22,5 кв. м. При устройстве автостоянок в уширениях проезжих частей улиц и проездов площадь для размещения 1 автомобиля принимается 18,0 кв. м.
2.3. Расчетные показатели в области электро- и газоснабжения поселений.
2.3.1. Основные объекты электро- и газоснабжения, сгруппированные по целевому назначению, приведены в таблице 12.

Таблица 12

Назначение объектов
Примерный состав объектов
Электроснабжение
Понижающие станции, линии электропередачи
Газоснабжение
Газораспределительные станции, газонаполнительные пункты, газопроводы высокого давления, газопроводы среднего давления

2.3.2. Показатели обеспечения населения Можайского муниципального района объектами газоснабжения принимаются в виде удельного месячного расхода природного газа на коммунально-бытовые нужды в расчете на одного жителя в месяц, приведены в таблице 13.

Таблица 13

№ п/п
Направления использования природного газа
Единица измерения
Нормативы потребления природного газа
1
Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения
куб. м/чел. (в месяц)
10,0
2
Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения
м /чел. (в месяц)
23,1
3
Приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения
куб. м/чел. (в месяц)
11,6
4
Нагрев воды с использованием газового водонагревателя
куб. м /чел. (в месяц)
13,1
5
Индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат)
куб. м/ кв. м отапливаемой площади (в месяц)
7,0
6
Прочие цели (отопление нежилых помещений)
куб. м/кв. м отапливаемой площади (в месяц)
26,0

2.3.3. При наличии установленных и подключенных бытовых газовых плит и газовых водонагревателей в жилых помещениях (жилых домах, квартирах, комнатах) в случае отсутствия в них постоянно проживающих граждан объем потребления природного газа рекомендуется определять в целом на жилое помещение (жилой дом, квартиру, комнату) исходя из среднестатистического количества членов семьи в Московской области.
2.3.4. Показатели обеспечения населения Можайского муниципального района объектами электроснабжения принимаются в виде норматива потребления электрической энергии для дома, оборудованного:
1) газовыми плитами - 50 кВтч/чел. в месяц, или 2,78 кВтч/кв. м общей площади жилья в месяц;
2) электрическими плитами - 70 кВтч/чел. в месяц, или 3,89 кВтч/кв. м общей площади жилья в месяц.
2.3.5. Максимальный размер земельного участка для размещения понизительных подстанций напряжением 35 кВ и выше принимается 0,6 га.
2.3.6. Размеры земельных участков для размещения газонаполнительных пунктов и промежуточных складов баллонов принимаются не более 0,5 га.
2.4. Расчетные показатели в области автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов и транспортного обслуживания населения между поселениями, входящими в состав района в границах муниципального района.
2.4.1. Уровень развития автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района характеризуется показателем - плотность дорог местного значения. Плотность дорог местного значения определяется как отношение длин дорог местного значения вне границ населенных пунктов к площади территории муниципального района.
Автомобильные дороги местного значения входят в состав сети дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения. Плотность указанной сети дорог на территории Можайского муниципального района установлена нормативами градостроительного проектирования Московской области на уровне не ниже 0,39 км/кв. км. Минимально допустимая протяженность дорог местного значения нормируется в сумме с протяженностью дорог общего пользования регионального, межмуниципального значения.
2.4.2. Уровень транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района характеризуется показателем - плотность сети муниципальных маршрутов регулярного сообщения автомобильного пассажирского транспорта общего пользования (далее - сеть муниципальных маршрутов).
Плотность сети муниципальных маршрутов определяется как отношение протяженности части сети дорог общего пользования с твердым покрытием регионального, межмуниципального и местного значения, по которым проложены муниципальные маршруты (без учета наложения маршрутов), к площади территории муниципального района.
Сеть муниципальных маршрутов вместе с сетью межмуниципальных и межсубъектных маршрутов регулярного пригородного сообщения автомобильного пассажирского транспорта общего пользования составляет совместную сеть маршрутов пассажирского транспорта, соединяющую населенные пункты поселений, входящих в состав Можайского муниципального района. Плотность совместной сети маршрутов пассажирского транспорта на территории Можайского муниципального района установлена нормативами градостроительного проектирования Московской области на уровне не ниже 0,39 км/кв. км. Минимально допустимая протяженность сети муниципальных маршрутов нормируется в составе совокупности межмуниципальных, межсубъектных и муниципальных маршрутов.

3. Материалы по обоснованию расчетных показателей,
содержащихся в основной части местных нормативов

3.1. Обоснование расчетных показателей основывается на:
1) применении и соблюдении требований и норм, связанных с градостроительной деятельностью, содержащихся:
- в нормативных правовых актах Российской Федерации;
- в нормативных правовых актах Московской области;
- в муниципальных правовых актах Можайского муниципального района;
- в национальных стандартах и сводах правил;
2) соблюдении:
- технических регламентов;
- нормативов градостроительного проектирования Московской области;
3) учете показателей и данных, содержащихся:
- в планах и программах комплексного социально-экономического развития Можайского муниципального района, при реализации которых осуществляется создание объектов местного значения муниципального района;
- в официальных статистических отчетах, содержащих сведения о состоянии экономики и социальной сферы, социально-демографическом составе и плотности населения на территории Можайского муниципального района;
- в документах территориального планирования Российской Федерации и Московской области;
- в документах территориального планирования Можайского муниципального района и материалах по их обоснованию;
- в проектах планировки территории, предусматривающих размещение объектов местного значения муниципального района;
- в методических материалах в области градостроительной деятельности;
4) корректном применении математических моделей и методов при проведении аналитических расчетов показателей местных нормативов.
3.2. Материалы по обоснованию расчетных показателей с указанием пунктов и таблиц основной части местных нормативов, содержащих эти показатели, приведены в таблице 14. Материалы по обоснованию включают ссылки на использованные документы, извлечения из этих документов, краткие пояснения и математические расчеты (при необходимости).

Таблица 14

Номера пунктов и таблиц с расчетными показателями
Материалы по обоснованию расчетных показателей
2.1.1
Предельно допустимая этажность жилых и нежилых зданий установлена по (1) (см. раздел I, ч. 3, п. 3.10 и таблицы № 1 и 1а). Можайский муниципальный район входит в состав Волоколамско-Можайской рекреационно-аграрной устойчивой системы расселения. Для городов с численностью населения от 15 до 50 тыс. чел. (исторический город Можайск) установлена максимальная этажность 5 этажей, для поселков городского типа с численностью населения более от 3 до 15 тыс. чел. (рабочий поселок Уваровка) - 4 этажа, для сельских населенных пунктов - 3 этажа
2.1.4, таблица 1.
2.1.5, таблица 2
Максимальные коэффициент, плотность застройки, плотность населения жилого квартала и жилого района многоквартирными и блокированными жилыми домами установлены по (1) (см. раздел I, ч. 3, п. 3.15 и таблица № 2)
2.2.3, таблицы 4-8
Минимальная удельная площадь территории для размещения объектов в таблицах 4, 5, 6, 7, 8 установлена в соответствии с (1) (см. раздел V, ч. 2, п. 2.5 и таблицы № 15, 24, 30, 31, 32)
2.2.5
Обеспеченность жителей местами в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях (школах), поликлиниках установлена в соответствии с (1) (см. раздел V, ч. 2, п. 2.17).
Обеспеченность жителей койко-местами в стационарных учреждениях здравоохранения установлена в соответствии с (6) (см. раздел 5).
Обеспеченность жителей площадью торговых объектов, услугами общественного питания, бытовыми услугами установлена в соответствии с (7) (см. раздел 4).
Обеспеченность жителей объектами спорта (единовременная пропускная способность объектов спорта), спортивньми залами, плавательными бассейнами, спортивными плоскостными сооружениями установлена в соответствии с (8) (см. приложение № 4)
2.2.6, приложение № 1
Минимально рекомендуемые площади земельных участков для размещения на них объектов социального и коммунально-бытового назначения установлены с учетом (2) (см. приложение Ж) и (9) (см. приложение П)
2.2.7, таблица 9
Максимальная пешеходная доступность от места жительства до объектов социального и коммунально-бытового назначения установлена по (1) (см. раздел VI, ч. 2, п. 2.9 и таблица № 34)
2.2.8
Расчетные показатели для кладбищ установлены по (1) (см. раздел V, ч. 2, п. 2.18)
2.2.9
Пешеходная доступность от места жительства до ближайшей остановки пассажирского транспорта установлена по (1) (см. раздел VI, ч. 2, п. 2.9 и таблица № 34, последняя строка)
2.2.10, таблица 10
Максимальная дальность пешеходных подходов от объектов массового посещения до ближайшей остановки транспорта общего пользования установлена по (1) (см. раздел VI, ч. 2, п. 2.10 и таблица № 35)
2.2.11, таблица 11
Расчетные показатели вместимости приобъектных автостоянок (парковок) установлены с учетом (2) (см. приложение К)
2.2.13
Расчетная площадь одного машино-места установлена по (1) (см. раздел V, ч. 2, п. 2.11)
2.3.2, таблица 13
Показатели обеспечения населения муниципального района объектами газоснабжения принимаются в соответствии с (4)
2.3.4
Показатели обеспечения населения муниципального района объектами электроснабжения принимаются в соответствии с (5) (см. приложение к методике)
2.3.5
Максимальные размеры земельных участков для размещения понизительных подстанций установлены с учетом (9) (см. п. 11.7)
2.3.6
Максимальные размеры земельного участка для размещения газонаполнительных пунктов установлены с учетом (2) (см. п. 12.30)

3.3. Перечень использованных документов, на которые содержатся ссылки в таблице 14, приведен в таблице 15.

Таблица 15

№ п/п
Документы, использованные в материалах по обоснованию расчетных показателей
1
Нормативы градостроительного проектирования Московской области (утв. постановлением Правительства Московской области от 24.06.2014 № 491/20)
2
Свод правил 2 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28.12.2010 № 820)
3
Указания. Региональный парковый стандарт Московской области (утв. постановлением Правительства Московской области от 23.12.2013 № 1098/55)
4
Нормативы потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа (утв. постановлением Правительства Московской области от 09.11.2006 № 1047/43)
5
Методика расчета региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства Московской области от 23.01.2014 № 4/1)
6
Государственная программа Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2014-2018 годы (утв. постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 661/37)
7
Государственная программа Московской области "Предпринимательство Подмосковья" (утв. постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 662/37)
8
Государственная программа Московской области "Спорт Подмосковья" (утв. постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 653/33)

9
Территориальные строительные нормы Московской области "Планировка и застройки городских и сельских поселений (ТСН 30-303-2000) (ТСН ПЗП-99 МО)" (приняты и введены в действие распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 17.12.1999 № 339 в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 13.04.1998 № 18/11)

4. Правила и область применения расчетных показателей,
содержащихся в основной части местных нормативов

4.1. Область применения расчетных показателей, содержащихся в основной части местных нормативов, распространяется на:
- подготовку, согласование, утверждение схемы территориального планирования Можайского муниципального района, изменений в нее;
- подготовку, утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов местного значения муниципального района, в том числе подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района;
- определение условий аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
- определение условий аукционов на право заключить договор о развитии застроенной территории.
4.2. На территории Можайского муниципального района местные нормативы являются обязательными в области применения, указанной в п. 4.1, для всех субъектов градостроительной деятельности.
Исключением являются расчетные показатели, содержащие указание на рекомендательное применение. Отклонение от установленных предельных значений таких показателей допускается при условии дополнительного обоснования причин и размера отклонений, в том числе в материалах по обоснованию схемы территориального планирования и (или) документации по планировке территории.
4.3. Расчетные показатели застройки кварталов и земельных участков объектами местного значения могут учитываться при подготовке градостроительных регламентов, правил землепользования и застройки поселений, входящих в состав Можайского муниципального района. В соответствии с частью 15 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации могут вноситься изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства на основании утвержденной документации по планировке территории. При этом подготовка документации по планировке территории осуществляется с применением местных нормативов.
4.4. В случае утверждения в составе нормативов градостроительного проектирования Московской области минимальных (максимальных) расчетных показателей со значениями выше (ниже), чем у соответствующих минимальных (максимальных) расчетных показателей, содержащихся в местных нормативах, применяются нормативы градостроительного проектирования Московской области.
4.5. Применение местных нормативов не заменяет и не исключает применения требований технических регламентов, национальных стандартов, правил и требований, установленных органами государственного контроля (надзора).
4.6. В границах территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации местные нормативы не применяются. В границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации местные нормативы применяются в части, не противоречащей законодательству об охране объектов культурного наследия.
4.7. При подготовке проекта планировки территории жилой застройки, в границах одного или нескольких земельных участков, суммарная территория которых отличается от территории квартала и (или) жилого района (в том числе застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии), в материалах по обоснованию проекта планировки должно содержаться подтверждение соблюдения нормативов потребности в территориях и объектах местного значения применительно к прогнозируемому в результате реализации проекта планировки количеству жителей, а также применительно к изменяющемуся количеству жителей в существующих кварталах и жилых районах, и нормативов пешеходной и (или) транспортной доступности объектов местного значения в зависимости от их видов.
4.8. Правила применения расчетных показателей, содержащихся в основной части местных нормативов, демонстрируются на примерах, приведенных в приложении № 2 к местным нормативам.





Приложение № 1
к местным нормативам градостроительного
проектирования Можайского муниципального
района Московской области (рекомендуемое)

МИНИМАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДИ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МОЖАЙСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО
И КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

№ п/п
Наименование объектов социального и коммунально-бытового назначения
Единица измерения
Характеристика (вместимость, мощность, пропускная способность) объектов
Минимальные удельные показатели площади территории на единицу измерения
кв. м
га
1
Дошкольные образовательные организации
место
До 100
40

100-500
35

500 и более
30

2
Общеобразовательные организации
учащиеся
До 600
50

600-800
40

800 и более
33

3
Школы-интернаты
учащиеся
До 300
70

300-500
65

500 и более
45

4
Поликлиники, амбулатории, центры общей врачебные практики
100 посещений в смену
-
-
0,1 и не менее 0,3 га на объект
5
Стационары всех типов
койка
До 50
300

6
Аптеки базовые
объект


0,2
аптеки, встроенные или пристроенные к зданиям


0,05
7
Станции скорой медицинской помощи
специальный автомобиль


0,07 и не менее 0,1 на объект
8
Торговые центры, предприятия торговли
100 кв. м торговой площади
До 250

0,08
250-650

0,08-0,06
9
Рынки розничной торговли
кв. м торговой площади
До 600
14,0

10
Рынки сельскохозяйственной продукции
Объект


0,7-1,0
11
Предприятия общественного питания:




в отдельных зданиях
место
До 50

0,2-0,25
во встроенных помещениях или пристроенных
объект
Более 150

0,1
12
Учреждения культуры и досуга клубного типа
объект


0,2-0,3
13
Библиотеки
объект


0,15
14
Культовые здания
1 тыс. чел.

500

15
Предприятия бытового обслуживания:




в отдельных зданиях
рабочее место
10-50

0,1-0,2
во встроенных помещениях или пристроенных к зданиям
объект
до 10

0,15
16
Бани
объект


0,2-0,4
17
Прачечные, химчистки
объект


0,5-1,0
18
Кладбища
1 тыс. мест


0,5
19
Стадионы
объект


2,1-3,0





Приложение № 2
к местным нормативам градостроительного
проектирования Можайского муниципального
района Московской области

ПРАВИЛА
ПРИМЕНЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРАХ

Пример 1.
Дано: в городе с численностью населения от 15 до 50 тыс. человек на территории жилого квартала площадью Sкв = 27000 кв. м размещены 7 многоквартирных жилых домов со следующими параметрами:

Индекс дома
i = 1, 2,... n
Площадь застройки дома,
Sз , кв. м.
i
Этажность дома,
Nэт
i
1
500
2
2
500
2
3
900
4
4
900
4
5
1200
5
6
900
5
7
900
5

Поэтажные площади на этажах каждого дома одинаковы и равны площади застройки.
Требуется установить соответствие значений коэффициента застройки Кзкв и плотности застройки Pзкв квартала жилыми домами нормативным значениям.
Решение:
1) определяется суммарная площадь застройки всех домов в квартале по формуле:





2) определяется суммарная поэтажная площадь всех домов в квартале по формуле:





3) определяется коэффициент застройки Kзкв, плотность застройки Pзкв квартала жилыми домами и средняя этажность домов в квартале по формулам:







Kзкв = 100 x 5800 / 27000 = 21,5%;
Pзкв = 100 x 24200 / 27000= 0,90 кв. м/кв. м, что эквивалентно 9000 кв. м/га;


4) по таблице 1 местных нормативов для полученной нецелочисленной средней этажности методом линейной интерполяции определяется максимальный коэффициент застройки квартала жилыми домами :





и соответствующая плотность застройки квартала по формуле:





что эквивалентно 10700 кв. м/га или методом линейной интерполяции по табличным значениям;
5) проверяются условия соблюдения местного норматива: и .
Они соблюдаются, поскольку 21,5 < 25,6 и 9000 < 10700.
Следовательно, коэффициент застройки и плотность застройки квартала жилыми домами в данном примере соответствуют местным нормативам.
Пример 2.
Дано: в поселке городского типа с численностью населения от 3 до 15 тыс. человек на территории жилого квартала площадью 16000 планируется разместить 5 многоквартирных жилых домов со следующими параметрами:

Индекс дома
i = 1, 2,... n
Площадь застройки дома,
Sз , кв. м.
i
Этажность дома,
Nэт
i
1
600
3
2
600
3
3
900
4
4
900
4
5
900
4

и отвести участок территории площадью 400 м для размещения нежилого здания с объектам обслуживания (торговли, общественного питания, коммунально-бытового назначения).
Требуется рассчитать прогнозируемое количество жителей, оценить нормативную потребность мест в дошкольных образовательных организациях (детских садах) и общеобразовательных организациях (школах), проверить соблюдение норматива потребности территории для размещения объектов обслуживания.
Решение:
1) определяется суммарная площадь застройки всех домов в квартале по формуле:





2) определяется суммарная поэтажная площадь всех домов в квартале формуле:





3) определяется средняя этажность жилых домов в квартале по формуле:





4) при расчетной обеспеченности жителей площадью дома 28 кв. м/чел. (принятой в нормативах градостроительного проектирования Московской области) в строящихся домах площадью 14400 кв. м могут поселиться 14400 / 28 = 514 человек;
5) для 514 жителей с учетом (см. п. 2.2.5 местных нормативов) принятой обеспеченности местами в дошкольных образовательных организациях не менее 65 мест/тыс. чел. и в общеобразовательных организациях (школах) - не менее 135 мест/тыс. чел. потребуется 514 x 65 / 1000 = 34 места и 514 x 135 / 1000 = 70 мест соответственно;
6) при средней этажности жилых домов (3,7 этажа) минимальная удельная площадь территории для размещения объектов обслуживания в квартале (см. таблицу 5 местных нормативов) составляет 0,46 + 0,20 = 0,66 кв. м/чел. Для 514 жителей потребуется не менее 514 x 0,66 = 340 кв. м площади территории. Следовательно, отводимая площадь 400 кв. м соответствует местным нормативам.
Пример 3.
Дано: в границах жилого района находятся 11 кварталов со следующими характеристиками:

Показатели
Кв. 1
Кв. 2
Кв. 3
Кв. 4
Кв. 5
Кв. 6
Кв. 7
Кв. 8
Кв. 9
Кв. 10
Кв. 11
Район
Количество жителей
300
780
740
750
0
770
780
800
0
820
0
5740
Средняя этажность жилых домов
2
3
4
4
0
4
5
5
0
5
0
3,9
Территории для размещения видов объектов (кв. м):

1) физической культуры и спорта
1000
2200
3000
3000
0
2500
3000
3100
0
3500
0
21300
2) торговли и общественного питания
550
1700
2100
2000
0
1700
1500
2000
0
1700
0
13250
3) коммунально-бытового назначения
150
400
700
400
0
500
500
300
0
500
0
3450
4) здравоохранения
0
0
0
0
0
0
2000
100
0
0
0
2100
5) образования
0
0
0
0
30000
0
0
0
19000
0
0
49000
6) озелененных территорий общего пользования
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
40000
40000
7) жилищного строительства (многоквартирные жилые дома)
10300
20000
16400
16800
0
18300
15500
16000
0
16000
0
129300
8) иных объектов (кроме улиц, площадей)
18000
5700
7800
7800
0
7000
7500
8500
1000
8300
0
71600
Итого
30000
30000
30000
30000
30000
30000
30000
30000
20000
30000
40000
330000

Требуется проверить соблюдение местных нормативов в части минимально необходимой площади территории для размещения объектов местного значения в границах кварталов и жилого района в целом и определить дефицит (резерв) территорий объектов каждого вида.
Решение:
1) по известным средним этажностям жилых домов в кварталах j = 1, 2, 3,..., 11 с учетом одинаковой средней обеспеченности жителей площадью дома в кварталах средняя этажность домов в жилом районе определяется по формуле:



2) для каждого квартала j в зависимости от средней этажности жилых домов применительно к различным видам объектов v = 1, 2,..., 8 по таблице 6 определяется минимально необходимая площадь территории для размещения объектов в расчете на одного жителя квартала в границах квартала и в границах жилого района по формуле:



где:
- дополнительная минимально необходимая площадь территории для размещения объектов в расчете на одного жителя квартала v в границах жилого района (в том числе расположенная в других кварталах) со средней этажностью жилых домов в жилом районе ;
3) исходя из количества жителей в квартале j = 1, 2, 3,..., 10 определяется минимально необходимая площадь территории размещения объектов каждого вида в границах квартала и в границах жилого района по формулам:





4) для каждого квартала и вида объектов определяется отклонение площади существующей территории в квартале от минимально необходимой площади территории в границах квартала и в границах района по формулам:





5) по каждому виду объекта j определяется суммарное отклонение площади существующей территории в жилом районе от минимально необходимой площади территории в границах района по формуле:




5) результаты расчетов сведены в таблице:

Показатели
Кв. 1
Кв. 2
Кв. 3
Кв. 4
Кв. 5
Кв. 6
Кв. 7
Кв. 8
Кв. 9
Кв. 10
Кв. 11
Район
Минимальная территории в границах квартала для видов объектов (кв. м):

1) физической культуры и спорта
350
910
860
870
0
890
900
920
0
940
0

2) торговли и общественного питания
170
450
360
370
0
380
300
310
0
320
0

3) коммунально-бытового назначения
80
200
160
160
0
160
130
140
0
140
0

4) здравоохранения
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

5) образования
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

6) озелененных территорий общего пользования
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

7) жилищного строительства (многоквартирные жилые дома)
7320
19030
16060
16280
0
16710
14820
15200
0
15580
0

8) иных объектов (кроме улиц, площадей)
1060
2760
2410
2440
0
2500
2320
2380
0
2440
0

Итого
8980
23350
19850
20120
0
20640
18470
18950
0
19420
0
0
Отклонение от минимальной территории в границах квартала для видов объектов (кв. м):

1) физической культуры и спорта
650
1290
2140
2130
0
1610
2100
2180
0
2560
0

2) торговли и общественного питания
380
1250
1740
1630
0
1320
1200
1690
0
1380
0

3) коммунально-бытового назначения
70
200
540
240
0
340
370
160
0
360
0

4) здравоохранения
0
0
0
0
0
0
2000
100
0
0
0

5) образования
0
0
0
0
30000
0
0
0
19000
0
0

6) озелененных территорий общего пользования
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
40000

7) жилищного строительства (многоквартирные жилые дома)
2980
970
340
520
0
1590
680
800
0
420
0

8) иных объектов (кроме улиц, площадей)
16940
2940
5390
5360
0
4500
5180
6120
1000
5860
0

Итого
21020
6650
10150
9880
30000
9360
11530
11050
20000
10580
40000
0
Минимальная территория в границах жилого района для видов объектов (кв. м):

1) физической культуры и спорта
960
2500
2360
2390
0
2460
2480
2540
0
2610
0
23300
2) торговли и общественного питания
680
3760
1600
1620
0
1660
1610
1650
0
1690
0
19170
3) коммунально-бытового назначения
170
450
400
410
0
420
390
400
0
410
0
3790
4) здравоохранения
100
260
240
250
0
250
260
260
0
270
0
3790
5) образования
2120
5510
5230
5300
0
5440
5510
5660
0
5800
0
81160
6) озелененных территорий общего пользования
1740
4530
4300
4360
0
4470
4530
4650
0
4760
0
66700
7) жилищного строительства (многоквартирные жилые дома)
7320
19030
16060
16280
0
16710
14820
15200
0
15580
0
0
8) иных объектов (кроме улиц, площадей)
2620
6820
6250
6340
0
6510
6370
6540
0
6700
0
59700
Итого
15710
40860
36440
36950
0
37920
35970
36900
0
37820
0
257610
Отклонение от минимальной территории в границах жилого района для видов объектов (кв. м):

1) физической культуры и спорта
40
-300
640
610
0
40
520
560
0
890
0
3000
2) торговли и общественного питания
-130
-60
500
380
0
40
-110
350
0
10
0
980
3) коммунально-бытового назначения
-20
-50
300
-10
0
80
110
-100
0
90
0
400
4) здравоохранения
-100
-260
-240
-250
0
-250
1740
-160
0
-270
0
210
5) образования
-2120
-5510
-5230
-5300
30000
-5440
-5510
-5660
19000
-5800
0
8430
6) озелененных территорий общего пользования
-1740
-4530
-4300
-4360
0
-4470
-4530
-4650
0
-4760
40000
6660
7) жилищного строительства (многоквартирные жилые дома)
2980
970
340
520
0
1590
680
800
0
420
0
8300
8) иных объектов (кроме улиц, площадей)
15380
-1120
1550
1460
0
490
1130
1960
1000
1600
0
23450
Итого
14290
-10860
-6440
-6950
30000
-7920
-5970
-6900
20000
-7820
40000
51430

Применительно к жилому району местные нормативы выполняются для всех видов объектов. Наибольший резерв территорий у объектов физической культуры и спорта, образования, жилищного строительства и озелененных территорий общего пользования.
Пример 4.
Дано: в жилом районе с характеристиками, приведенными в примере 3, в квартале № 1 площадью 3000 м предполагаются снос существующих объектов и новая застройка многоквартирными жилыми домами средней этажности с объектами обслуживания.
Требуется для планирования новой застройки квартала с соблюдением местных нормативов оценить максимально допустимое количество жителей в новых домах и площади территорий для размещения объектов v = 1, 2,..., 8 в квартале № 1 (далее - квартал) с учетом существующего резерва (дефицита) территорий объектов каждого вида в жилом районе.
Решение:
1) определяется суммарный резерв (дефицит) территорий объектов каждого вида в жилом районе (в оставшихся кварталах № 2-9) после сноса объектов в квартале по формуле:



2) формулируется балансовое ограничение на исходя из площади квартала Sкв:



3) формулируется система ограничений на исходя из минимально необходимой (по нормативу) площади территории объектов для жителей G в границах квартала:



где:



4) формулируется система ограничений на исходя из минимально необходимой (по нормативу) площади территории объектов для жителей G в границах квартала и дополнительно в границах жилого района (за счет резерва (дефицита) территорий объектов в жилом районе):



где:



Указанное ограничение не применяется только для территории объектов жилищного строительства (v = 7), т.к. жильцы одного квартала не пользуются жилыми домами с придомовыми территориями других кварталов жилого района;
5) задача определения максимального количества жителей , при котором соблюдаются ограничения (1), (2) и (3), решается методом последовательных приближений принимая в качестве начального, например:



При заданном значении площади территорий объектов определяются из условия соблюдения ограничений (2) и (3) по формуле:



где:



кроме объектов жилищного строительства, для которых .

Проверяется выполнение балансового ограничения (1) и по отклонению определяется поправка в численность населения по формуле:



При решение является недопустимым и численность населения уменьшается с целью сокращения до площади квартала Sкв. При решение является допустимым и численность населения увеличивается с целью достижения максимально допустимой. Процедура повторяется с новым значением пока поправка не станет меньше установленной погрешности . За оптимальное принимается последнее допустимое решение;
6) результаты расчетов сведены в таблице:

Территории видов объектов
Исходные данные
0
G = 650
1
G = 967
2
G = 1170
max
G = 1224











1) физической культуры и спорта
1,15
2,03
2960
1320
748
1963
1112
2394
1356
2484
1407
2) торговли и общественного питания
0,39
1,67
1110
1086
254
1110
882
1110
1319
1110
1410
3) коммунально-бытового назначения
0,17
0,33
420
215
111
319
164
389
200
404
208
4) здравоохранения
0
0,33
310
215
0
310
9
310
79
310
94
5) образования
0
7,07
10550
4599
0
6836
0
8338
0
8650
0
6) озелененных территорий общего пользования
0
5,81
8400
3779
0
5618
0
6852
0
7109
0
7) жилищного строительства (многоквартирные жилые дома)
19
0
5320
0
12359
0
18372
0
22407
0
23247
8) иных объектов (кроме улиц, площадей)
2,97
5,2
8070
3382
1932
5028
2872
6132
3503
6362
3634
Итого
23,68
22,44
37140
14597
15403
21185
23412
25525
28865
26428
30000

Максимально допустимое количество жителей в квартале - 1224 человека. Площадь территории для размещения многоквартирных жилых домов в квартале - 23247 кв. м. Территории для размещения необходимых объектов образования (8650 кв. м) и озелененных территорий общего пользования (7109 кв. м) находятся за границами квартала в границах жилого района за счет резерва площади территорий соответствующих видов 10550 кв. м и 8400 кв. м. Территории объектов здравоохранения (94 кв. м) находятся в границах квартала и дополняют существовавший до новой застройки резерв территории 310 кв. м в границах жилого района. Территории иных видов объектов размещаются в границах квартала и частично в границах жилого района за счет существующего резерва площади территорий.


------------------------------------------------------------------