Типы документов

Реклама

Партнеры


Апелляционное определение Мособлсуда от 20.04.2015 по делу N 33-6978/2015 <Об оставлении без изменения решения Шатурского городского суда МО от 27.01.2015, которым было признано недействующим решение Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района МО от 03.04.2014 N 7/50 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городском поселении Шатура Шатурского муниципального района Московской области">



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу № 33-6978/2015

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Редченко Е.В., Вороновой М.Н.,
при секретаре Р.А.Н.,
с участием прокурора Ковалева Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 апреля 2015 г. апелляционную жалобу администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области на решение Шатурского городского суда Московской области от 27 января 2015 г. по делу по заявлению администрации Шатурского муниципального района Московской области о признании недействующим со дня принятия решения Совета депутатов городского поселения Шатура от 03 апреля 2014 г. № 7/50 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городском поселении Шатура Шатурского муниципального района",
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя администрации г.п. Шатура - М.В.В.,
заключение прокурора Ковалева Е.А.,

установила:

решение Совета депутатов г.п. Шатура Шатурского муниципального района Московской области от 03 апреля 2014 г. № 7/50 утверждены Правила землепользования и застройки в г.п. Шатура Шатурского муниципального района Московской области.
Это решение и Правила опубликованы в печатном издании "Официальные ведомости г.п. Шатура № 6(53) от 03 июля 2014 г.
Администрация Шатурского муниципального района обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим полностью со дня принятия вышеназванное решение Совета депутатов г.п. Шатура Шатурского муниципального района Московской области от 03 апреля 2014 г. № 7/50.
В обоснование заявленных требований администрация Шатурского муниципального района указала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением положений градостроительного законодательства, поскольку в нем отсутствует карта градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. Кроме того, при принятии этого вида нормативного правового акта была нарушена установленная законом процедура, а именно не принимались решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки и о создании соответствующей комиссии, эти решения не публиковались, публичные слушания по проекту не проводились.
В судебном заседании в суде первой инстанции представитель администрация Шатурского муниципального района по доверенности П.Д.Г. требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель администрации г.п. Шатура по доверенности М.В.В. возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят в соответствии с действующим законодательством и прав заявителя не нарушает.
Представитель Совета депутатов г.п. Шатура в судебное заседание не явился, был извещен.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 27 января 2015 г. решение Совета депутатов г.п. Шатура от 03 апреля 2014 г. № 7/50 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городском поселении Шатура Шатурского муниципального района" признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
В апелляционной жалобе администрация г.п. Шатура просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Представитель администрации г.п. Шатура по доверенности М.В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Администрация Шатурского муниципального района и Совет депутатов г.п. Шатура своих представителей в судебное заседание не направили, были извещены (л.д. 59), в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167 и 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации г.п. Шатура М.В.В., заключение прокурора Ковалева Е.А., поддержавшего возражения на апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция (часть 2 статьи 251 ГПК РФ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 постановления Пленума от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в силу статьи 133 Конституции Российской Федерации одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части не только по основаниям нарушения их компетенции (часть 2 статьи 251 ГПК РФ), но и по основаниям нарушения оспариваемым нормативным правовым актом или его частью других прав местного самоуправления.
При рассмотрении дел указанной категории выясняются, в том числе вопросы, связанные с принятием оспариваемого нормативного правового акта в пределах полномочий органа или должностного лица, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, а также с соответствием содержания оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Указанный вывод следует из положений вышеназванного постановления Пленума.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки установлен статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя, в том числе: принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки (часть 5); одновременное утверждение главой местной администрации состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (часть 6); обеспечение главой местной администрации в установленный срок опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает (часть 7); осуществление органом местного самоуправления проверки проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (часть 9); принятие главой муниципального образования решение о проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки (часть 11); проведение публичных слушаний по указанному проекту (часть 12); внесение комиссия с учетом результатов публичных слушаний изменений в проект правил землепользования и застройки и представление указанного проекта главе местной администрации (часть 15); принятие главой местной администрации решения о направлении проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16).
Необходимость вынесения на публичные слушания проектов правил землепользования и застройки следует также из положений части 2 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что решением Совета депутатов г.п. Шатура Шатурского муниципального района Московской области от 03 апреля 2014 г. № 7/50, утверждены Правила землепользования и застройки в г.п. Шатура Шатурского муниципального района Московской области.
Названное решение и Правила опубликованы в печатном издании Официальные ведомости городского поселения Шатура от 03 июля 2014 г. № 6(53).
Разрешая заявленные требования и проверяя процедуру принятия оспариваемого решение Совета депутатов г.п. Шатура от 03 апреля 2014 г. № 7/50 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городском поселении Шатура Шатурского муниципального района", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоблюдении установленной законом процедуры принятия такого рода нормативных правовых актов.
Так, в нарушение вышеприведенных положений статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации главой администрации г.п. Шатура не принималось решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки, комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки не утверждалась, правила землепользования и застройки в принятой редакции не проходили процедуру публичных слушаний.
Не может свидетельствовать о соблюдении такой процедуры разработка проекта правил землепользования и застройки, а также проведение в 2010 г. публичных слушаний администрацией Шатурского муниципального района в рамках Соглашения от 23 ноября 2009 г. № <...>. Это Соглашение было заключено между муниципальным образованием Шатурский муниципальный район Московской области и муниципальным образованием г.п. Шатура Шатурского муниципального района Московской области о передаче органам местного самоуправления Шатурского муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения г.п. Шатура Шатурского муниципального района Московской области, в том числе по утверждению правил землепользования и застройки. Срок осуществления указанных полномочий определен до 31 декабря 2010 г. (т. 1 л.д. 51-57).
В рамках осуществления переданных полномочий в указанной сфере администрацией Шатурского муниципального района осуществлялась процедура обсуждения проекта правил землепользования и застройки. 27 октября 2010 г. администрацией Шатурского муниципального района проводились публичные слушания по обсуждению проекта правил землепользования и застройки (т. 1 л.д. 59-72, 73-185). По результатам публичных слушаний главой Шатурского муниципального района принято заключение, которым представленный проект правил землепользования и застройки был одобрен и рекомендован на утверждение Совету депутатов Шатурского муниципального района (т. 1 л.д. 50).
Однако в 2011 г. и в последующие годы органам местного самоуправления Шатурского муниципального района не передавались полномочия органов местного самоуправления г.п. Шатура в указанной сфере, о чем пояснили в судебном заседании в суде первой инстанции представители участвующих в деле лиц.
Доводы представителя администрации г.п. Шатура о том, что администрация городского поселения завершала начатую администрацией муниципального района процедуру по обсуждению проекта правил землепользования и застройки, обоснованно отклонены судом.
Имеющиеся в администрации Шатурского муниципального района материалы в отношении проекта правил землепользования и застройки с приложенными проектами градостроительных карт не передавались в администрацию г.п. Шатура, о чем пояснил в судебном заседании в суде первой инстанции представитель администрации Шатурского муниципального района (т. 1 л.д. 197). Указанное обстоятельство не отрицалось представителем администрации г.п. Шатура.
Правила землепользования и застройки в г.п. Шатура были приняты Советом депутатов г.п. Шатура в редакции, отличающейся от редакции проекта этих правил, прошедших публичные слушания в 2010 г., что подтверждается материалами дела.
Из представленных в материалах дела протоколов заседаний Совета депутатов г.п. Шатура усматривается, что в период с 2011 г. по 2014 г. проект этих правил неоднократно изменялся. Каких-либо публичных слушаний в отношении измененного проекта администрацией г.п. Шатура не проводилось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, которым утверждены правила землепользования и застройки в г.п. Шатура.
Кроме того, согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
Однако, как следует из материалов дела, таких документов правила землепользования и застройки в г.п. Шатура не содержали.
Доказательств наличия карты градостроительного зонирования и градостроительных регламентов, которые являются частью правил землепользования и застройки, администрацией г.п. Шатура суду не предоставлено.
Таким образом, оспариваемое решение принято с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем обоснованно признано судом недействующим.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе, администрация муниципального района вправе была обратиться в суд в защиту прав этого муниципального образования в связи с наличием у муниципального района полномочий распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, в случае отсутствии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки этого поселения.
Ссылки в апелляционной жалобе на положения главы 25 ГПК РФ не могут повлечь отмену решения суда, поскольку дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются по иным правилам, а именно: по правилам главы 24 ГПК РФ.
На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шатурского городского суда Московской области от 27 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


------------------------------------------------------------------