Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Совета депутатов Ногинского муниципального района МО от 12.03.2015 N 282/38 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов Ногинского муниципального района, и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции"



СОВЕТ ДЕПУТАТОВ НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. № 282/38

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПРИНИМАЕМЫХ СОВЕТОМ ДЕПУТАТОВ НОГИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, И ИХ ПРОЕКТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ
В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Совет депутатов Ногинского муниципального района решил:
1. Утвердить Положение о проведении экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов Ногинского муниципального района, и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (приложение № 1).
2. Утвердить Методику проведения экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов Ногинского муниципального района, и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (приложение № 2).
3. Администрации Ногинского муниципального района определить уполномоченный орган и назначить должностное лицо, ответственное за проведение экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов Ногинского муниципального района, и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4. Опубликовать настоящее решение в муниципальной газете "Волхонка" и на официальном сайте администрации Ногинского муниципального района.
5. Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования.
6. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на первого заместителя руководителя администрации Ногинского муниципального района А.Г. Коврикова.

Председатель Совета депутатов
В.Н. Лаптев





Приложение № 1
к решению Совета депутатов
Ногинского муниципального района
Московской области
от 12 марта 2015 г. № 282/38

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ПРИНИМАЕМЫХ СОВЕТОМ ДЕПУТАТОВ НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА, И ИХ ПРОЕКТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет процедуру проведения экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов Ногинского муниципального района (далее - нормативные правовые акты), и их проектов (далее - проекты нормативных правовых актов) в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - экспертиза на коррупциогенность).
1.2. Объектом антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов) Совета депутатов Ногинского муниципального района, относящиеся к его компетенции.
1.3. Субъектом проведения экспертизы на коррупциогенность является уполномоченный орган администрации Ногинского муниципального района по проведению экспертизы на коррупциогенность (далее - уполномоченный орган).
1.4. Экспертиза на коррупциогенность осуществляется согласно определенной решением Совета депутатов Ногинского муниципального района Методике проведения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
1.5. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы;
2) оценка нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

2. Термины и определения, используемые в Положении

2.1. Муниципальный нормативный правовой актов - муниципальный правовой акт, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), имеет общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
2.2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, тем самым создающие условия для проявления коррупции.
2.3. Коррупционными нормами признаются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), содержащие коррупциогенные факторы.
2.4. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) - это деятельность сотрудников уполномоченного органа, направленная на выявление в текстах нормативных правовых актов и их проектов положений, способствующих созданию условий для возникновения коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупционности, разработку рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
2.5. Разработчик нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) - орган администрации Ногинского муниципального района, инициирующий подготовку нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) по соответствующему направлению деятельности, депутат Совета депутатов Ногинского муниципального района, глава Ногинского муниципального района, инициативные группы граждан.

3. Порядок проведения экспертизы проектов нормативных
правовых актов на коррупциогенность

3.1. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента поступления проекта нормативного правового акта проводит его экспертизу на коррупциогенность и по ее результатам осуществляет подготовку заключения.
При необходимости срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен руководителем уполномоченного органа, но не более чем на пять рабочих дней.
3.2. Проекты нормативных правовых актов направляются на антикоррупционную экспертизу с приложением всех документов и материалов, в соответствии с которыми или во исполнение которых они подготовлены.
Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов без приложения указанных документов не проводится.
3.3. При выявлении коррупциогенных факторов по результатам проведения антикоррупционной экспертизы в заключении указываются пункты (подпункты) проекта нормативного правового акта, в которых выявлены коррупциогенные факторы, даются рекомендации по их устранению.
Проект нормативного правового акта вместе с заключением уполномоченного органа направляется разработчику проекта нормативного правового акта.
В случае если коррупциогенные факторы в проекте нормативного правового акта не выявлены, то в заключении уполномоченного органа делается соответствующая запись.
3.4. Разработчик проекта нормативного правового акта в течение пяти дней обязан принять меры по устранению коррупциогенных факторов и повторно представить проект нормативного правового акта на антикоррупционную экспертизу в уполномоченный орган.
3.5. Проект нормативного правового акта, в котором коррупциогенные факторы не выявлены либо выявленные факторы устранены, подлежит согласованию разработчиком проекта нормативного правового акта в соответствии с Регламентом Совета депутатов Ногинского муниципального района.
3.6. После проведения антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом проект нормативного правового акта направляется на дальнейшую экспертизу в Ногинскую городскую прокуратуру разработчиком проекта нормативного правового акта.
3.7. После проведения антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом, Ногинской городской прокуратурой, проект нормативного правового акта направляется со служебной запиской разработчиком проекта нормативного правового акта председателю Совета депутатов для внесения на рассмотрение Совета депутатов соответствующего проекта нормативного правового акта.

4. Порядок проведения экспертизы нормативных
правовых актов на коррупциогенность

4.1. Основанием для проведения антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов является поручение председателя Совета депутатов Ногинского муниципального района, в том числе в связи с поступившими от физических и юридических лиц жалобами и ходатайствами о проведении экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность.
4.2. Уполномоченный орган проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов в срок до пяти рабочих дней с момента поступления соответствующего поручения.
При необходимости срок проведения антикоррупционной экспертизы может быть продлен руководителем уполномоченного органа, но не более чем на пять рабочих дней.
4.3. По результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов составляется мотивированное заключение о наличии или отсутствии в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов и направляется в Совет депутатов Ногинского муниципального района в целях представления его разработчику нормативных правовых актов для устранения коррупциогенных факторов.





Приложение № 2
к решению Совета депутатов
Ногинского муниципального района
Московской области
от 12 марта 2015 г. № 282/38

МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ПРИНИМАЕМЫХ СОВЕТОМ ДЕПУТАТОВ НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА, И ИХ ПРОЕКТОВ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

1. Настоящая Методика применяется для обеспечения проведения уполномоченным органом антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Совета депутатов Ногинского муниципального района в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы проводится экспертиза каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта, принимаемого Советом депутатов Ногинского муниципального района.
3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

1. Общие положения

Настоящая Методика определяет правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов Ногинского муниципального района (далее - акты) и их проектов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
Коррупционные факторы - положения акта (проекта акта), которые могут способствовать проявлениям коррупции при его применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенные нормы - положения акта (проекта акта), содержащие коррупционные факторы.

2. Основные правила проведения
экспертизы на коррупциогенность

2.1. Эффективность проведения экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов Ногинского муниципального района, и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - экспертиза на коррупциогенность), определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2.2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы акта (проекта акта) на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
2.3. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется заключение, в котором отражаются все выявленные положения акта (проекта акта), способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц акта (проекта акта) (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в акте (проекте акта) выявленных коррупционных факторов.
2.4. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

3. Коррупционные факторы

3.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
3.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органа местного самоуправления (его должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении юридических и физических лиц;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к юридическим и физическим лицам;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав юридических и физических лиц;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для юридических и физических лиц по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный акт;
ж) принятии акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии акта;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в акте (проекте акта) и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в акте (проекте акта) нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм юридической ответственности муниципальных служащих, а также норм обжалования их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц, муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам юридических и физических лиц.
3.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе акта (проекта акта), - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).


------------------------------------------------------------------