Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Мособлдумы от 12.03.2015 N 12/119-П "О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях ограничения кредитования физических лиц в иностранной валюте или эквивалентных ей суммах и о реструктуризации обязательств граждан по кредитным договорам и договорам займа, выраженных в иностранной валюте, в национальную валюту Российской Федерации"



МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. № 12/119-П

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЦЕЛЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ ЕЙ СУММАХ
И О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГРАЖДАН ПО КРЕДИТНЫМ
ДОГОВОРАМ И ДОГОВОРАМ ЗАЙМА, ВЫРАЖЕННЫХ В ИНОСТРАННОЙ
ВАЛЮТЕ, В НАЦИОНАЛЬНУЮ ВАЛЮТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, со статьями 103, 104 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Московская областная Дума постановила:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях ограничения кредитования физических лиц в иностранной валюте или эквивалентных ей суммах и о реструктуризации обязательств граждан по кредитным договорам и договорам займа, выраженных в иностранной валюте, в национальную валюту Российской Федерации". (Прилагается.)
2. Назначить официальным представителем Московской областной Думы при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях ограничения кредитования физических лиц в иностранной валюте или эквивалентных ей суммах и о реструктуризации обязательств граждан по кредитным договорам и договорам займа, выраженных в иностранной валюте, в национальную валюту Российской Федерации" Иванова А.А. - депутата Московской областной Думы, председателя Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики.
3. Направить настоящее постановление и прилагаемый к нему проект федерального закона законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предложением поддержать законодательную инициативу Московской областной Думы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Жукова И.Н.

И.о. Председателя
Московской областной Думы
С.В. Юдаков





Вносится
Московской областной Думой

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ
ЕЙ СУММАХ И О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГРАЖДАН
ПО КРЕДИТНЫМ ДОГОВОРАМ И ДОГОВОРАМ ЗАЙМА, ВЫРАЖЕННЫХ
В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, В НАЦИОНАЛЬНУЮ ВАЛЮТУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1

Пункт 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 1999) изложить в следующей редакции:
"2. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.), за исключением денежных обязательств, связанных с получением и возвратом кредитов и займов, заемщиком по которым выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.
В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.".

Статья 2

Пункт 1 части 3 статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4859; 2005, № 30 (ч. 1), ст. 3101; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 30; 2007, № 29, ст. 3480; 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3606; 2011, № 7, ст. 905; 2011, № 48, ст. 6728; 2013, № 27, ст. 3447) изложить в следующей редакции:
"1) с получением и возвратом юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;".

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 51, ст. 6673) следующие изменения:
1) в части 4 статьи 5:
а) пункты 6, 18 признать утратившими силу;
б) в пункте 17 слова ", а также информация о том, что изменение курса иностранной валюты в прошлом не свидетельствует об изменении ее курса в будущем (для потребительских кредитов (займов) в иностранной валюте)" исключить;
2) в части 8 статьи 5 слова "или в эквивалентной сумме в иностранной валюте" исключить;
3) пункт 5 части 9 статьи 5 признать утратившим силу.

Статья 4

Банковские, кредитные и иные организации, являющиеся кредиторами по кредитным договорам и договорам займа в иностранной валюте физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, обязаны провести реструктуризацию обязательств по таким договорам (включая штрафы и пени) на условиях и в порядке, определяемых Центральным Банком Российской Федерации.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Поручить Правительству Российской Федерации и Центральному Банку Российской Федерации в месячный срок со дня вступления настоящего Федерального закона в силу принять нормативно-правовые акты, необходимые для его реализации.

Президент
Российской Федерации





Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в целях ограничения
кредитования физических лиц в
иностранной валюте или эквивалентных
ей суммах и о реструктуризации
обязательств граждан по кредитным
договорам и договорам займа,
выраженных в иностранной валюте,
в национальную валюту Российской
Федерации"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЦЕЛЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ ЕЙ СУММАХ
И О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГРАЖДАН ПО КРЕДИТНЫМ
ДОГОВОРАМ И ДОГОВОРАМ ЗАЙМА, ВЫРАЖЕННЫХ В ИНОСТРАННОЙ
ВАЛЮТЕ, В НАЦИОНАЛЬНУЮ ВАЛЮТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В Московскую областную Думу обращаются граждане Российской Федерации, заемщики банков, взявшие ипотечные кредиты в валюте, с просьбой о незамедлительной помощи в решении на государственном уровне вопроса о реструктуризации и рефинансировании валютных ипотечных кредитов.
Все заявители оказались в настоящее время в сложной жизненной ситуации, так как у них отсутствует финансовая возможность платить долги банкам по валютным ипотечным кредитам из-за роста курса иностранной валюты к российскому рублю.
На данный момент в отношении проблемы валютных заемщиков действует только письмо Центрального Банка Российской Федерации от 23.01.2015 № 01-41-2/423, в котором даны рекомендации кредитным организациям по реструктуризации ипотечных жилищных ссуд, предоставленных физическим лицам в иностранной валюте. Однако рекомендательное письмо не является обязательным к исполнению банками.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 № 98-р в целях сохранения жилья для ипотечных заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, Правительство Российской Федерации должно было в срок до 27 февраля 2015 года осуществить мероприятия по реализации программы помощи заемщикам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации, в том числе за счет ипотечного страхования реструктурированных ипотечных кредитов. Однако до настоящего времени решение по данному вопросу отсутствует.
По данным Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), ипотечных заемщиков сегодня в России больше 4,2 миллиона человек, 20 тысяч из которых - валютные. В сумме они должны банкам 6,7 триллиона рублей. Большинство из них будут и дальше платить по счетам, даже несмотря на финансовые трудности. Но есть и такие, которые могут стать банкротами.
В настоящее время в Государственную Думу направлено Обращение Московской областной Думы в федеральные органы государственной власти с предложением принять действенные меры по поддержке оказавшихся в трудной финансовой ситуации заемщиков, взявших ипотечные кредиты в иностранной валюте, в целях исключения возможности утраты гражданами жилья, являющегося предметом залога.
На эти же цели направлен данный проект федерального закона, принятие которого позволит как реструктурировать уже имеющуюся задолженность у граждан, получивших такие кредиты, так и застраховать граждан в будущем от подобных рисков и на законодательном уровне запретить выдачу валютных кредитов физическим лицам.
Проект федерального закона предусматривает запрет на выдачу кредитов физическим лицам в иностранной валюте и обязывает банковские, кредитные и иные организации, являющиеся кредиторами по кредитным договорам и договорам займа в иностранной валюте физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, провести реструктуризацию обязательств по таким договорам на условиях и в порядке, определяемых Центральным Банком Российской Федерации.





Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в целях ограничения
кредитования физических лиц в
иностранной валюте или эквивалентных
ей суммах и о реструктуризации
обязательств граждан по кредитным
договорам и договорам займа,
выраженных в иностранной валюте,
в национальную валюту Российской
Федерации"

ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ ЕЙ СУММАХ
И О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГРАЖДАН ПО КРЕДИТНЫМ
ДОГОВОРАМ И ДОГОВОРАМ ЗАЙМА, ВЫРАЖЕННЫХ В ИНОСТРАННОЙ
ВАЛЮТЕ, В НАЦИОНАЛЬНУЮ ВАЛЮТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях ограничения кредитования физических лиц в иностранной валюте или эквивалентных ей суммах и о реструктуризации обязательств граждан по кредитным договорам и договорам займа, выраженных в иностранной валюте, в национальную валюту Российской Федерации" не потребует внесения изменений в акты федерального законодательства.





Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в целях ограничения
кредитования физических лиц в
иностранной валюте или эквивалентных
ей суммах и о реструктуризации
обязательств граждан по кредитным
договорам и договорам займа,
выраженных в иностранной валюте,
в национальную валюту Российской
Федерации"

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЦЕЛЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ ЕЙ СУММАХ
И О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГРАЖДАН ПО КРЕДИТНЫМ
ДОГОВОРАМ И ДОГОВОРАМ ЗАЙМА, ВЫРАЖЕННЫХ В ИНОСТРАННОЙ
ВАЛЮТЕ, В НАЦИОНАЛЬНУЮ ВАЛЮТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях ограничения кредитования физических лиц в иностранной валюте или эквивалентных ей суммах и о реструктуризации обязательств граждан по кредитным договорам и договорам займа, выраженных в иностранной валюте, в национальную валюту Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.


------------------------------------------------------------------