Типы документов

Реклама

Партнеры


<Письмо> Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО от 02.11.2015 N 01-46/7385исх "О направлении информации"



ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 2 ноября 2015 г. № 01-46/7385исх

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Направляем для размещения в системе КонсультантПлюс справочную информацию в форме ответов на вопросы.

Заместитель директора
В.М. Косых





Приложение

Вопрос № 1: Как внести в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведения о местоположении границ ранее учтенного земельного участка?

Ответ: В соответствии с нормами действующего законодательства, а именно пунктом 3 части 1 статьи 7, частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) предусмотрена кадастровая процедура по внесению сведений об уникальных характеристиках земельного участка. Для внесения в ГКН сведений о местоположении границ ранее учтенного земельного участка в орган кадастрового учета представляются следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, оформленное в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 № 529; межевой план, оформленный в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя). При этом в соответствии с частью 4 статьи 1, частью 1 статьи 29, частью 1 статьи 35, частью 1 статьи 44 Закона работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе, выполняются управомоченным лицом, которое имеет действующий квалификационный аттестат, на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона договора подряда на выполнение кадастровых работ. В соответствии со статьей 20 Закона с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в части уточнения местоположения границы вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

Вопрос № 2: Как разделить линейный объект недвижимости?

Ответ: Согласно разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенным в письме от 19.03.2015 № ОГ-Д23-3755, в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. Учитывая положения пункта 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), образование объекта недвижимости может быть осуществлено в результате раздела, выдела, реконструкции или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с преобразуемым объектом недвижимости. Необходимо учитывать, что в силу положений Закона о кадастре при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, при этом сам исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность быть введенными в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет, после государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав. Учитывая изложенное, объекты капитального строительства, в частности линейные сооружения, не могут быть образованы в результате раздела такого объекта без проведения его реконструкции.

Вопрос № 3: Порядок осуществления государственного кадастрового учета на объекты сети газораспределения и (или) газопотребления с давлением до 0,6 МПа включительно?


Ответ: Согласно пункту 14 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 № 693 "Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке" (далее - Требования), сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ, проектной документации сооружения, разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта согласно пункту 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является следствием получения разрешения на строительство. Согласно части 17 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство не выдается в том числе в иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. Согласно пункту 4 статьи 2 Закона Московской области от 10.10.2014 № 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получения разрешения на строительство на территории Московской области" (далее - Закон № 124/2014-ОЗ) получение разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных ГрК РФ, в том числе строительства и (или) реконструкции объектов сети газораспределения и (или) газопотребления с давлением 0,6 МПа включительно, в том числе газопроводов-вводов и сооружений на них. Вместе с тем, в отличие от иных поименованных в части 17 статьи 51 ГрК РФ объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство, строительство объектов сети газораспределения и (или) газопотребления с давлением до 0,6 МПа включительно должно осуществляться при соблюдении определенных условий:
- пунктом 18 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 (далее - Технический регламент), предусмотрена подготовка проектной документации на сети газораспределения и газопотребления, соответствующей требованиям законодательства о градостроительной деятельности;
- по завершении строительных и монтажных работ осуществляется приемка сети газораспределения;
- по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования осуществляется приемка сети газопотребления (пункт 92 Технического регламента);
- строительные нормы и правила Российской Федерации "Газораспределительные системы СНиП 42-01-2002", введенные в действие постановлением Госстроя России от 23.12.2002 № 163, также предусматривают проектирование газораспределительных систем. Кроме того, данный документ предполагает приемку законченного строительством объекта газораспределительной системы, которая оформляется актом приемки, подтверждающим, что строительно-монтажные работы выполнены в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002.
Таким образом, для постановки данных объектов на государственный кадастровый учет технический план таких объектов должен быть подготовлен на основании в том числе проектной документации на сети газораспределения и газопотребления и (или) акта приемки, предусмотренных СНиП 42-01-2002, Техническим регламентом, либо иного документа, свидетельствующего о приемке объекта в эксплуатацию, определенного законодательством субъектов Российской Федерации (например, акт приемки объекта в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 12 Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 № 229/13).

Вопрос № 4: В филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" обратился собственник земельного участка с вопросом о разъяснении порядка действий по исправлению пересечения границы земельного участка № 1 с границей другого земельного участка № 2, которые были поставлены на кадастровый учет федеральными государственными служащими, осуществляющими полномочия органа кадастрового учета до наделения такими полномочиями Кадастровой палаты в соответствии с приказом от 11.03.2010 № П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета".

Ответ: Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - Филиал) разъясняет, что в соответствии с представленным кадастровым делом земельного участка № 1 содержатся документированные основания внесения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о местоположении границ указанного земельного участка, оформленные в виде описания земельного участка, а также решение от 26.01.2009 № 599 Управления Роснедвижимости о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка. При этом в результате анализа представленных документов технической ошибки в сведениях о координатах характерных точек границ земельного участка № 1 Филиалом не выявлено. С учетом изложенного органу кадастрового учета не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии (отсутствии) технической ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка № 1. В соответствии с частью 2 статьи 16, частью 1 статьи 22, пунктом 2 части 1, частью 4 статьи 28 Закона кадастровая ошибка в сведениях ГКН - воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН. Согласно части 4 статьи 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. В случае если документы, на основании которых вносились сведения о местоположении границы земельного участка, представлялись в орган кадастрового учета до вступления в силу положений Закона о кадастре, не исключено наличие ошибки, допущенной лицом, выполнявшем работы по территориальному землеустройству, в отношении местоположения границы (координат характерных точек границы) ранее учтенного земельного участка (земельного участка, государственный кадастровый учет в отношении которого был осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008). Учитывая изложенное, исходя из норм действующего законодательства, в целях исправления ошибки в сведениях ГКН о местоположении границы и уточнения границы земельного участка, в рамках проведения кадастровой процедуры по учету изменений объекта недвижимости в орган кадастрового учета представляются следующие документы:
- заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, оформленное в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 № 529;
- межевой план, оформленный в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (далее - Требования);
- копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости;
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя).
В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. В соответствии с пунктом 67 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ГКН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее (далее - картографическая основа ГКН), подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав приложения межевого плана не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в указанном случае в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При этом пунктом 33 Требований предусмотрено, что в отношении использованных при подготовке межевого плана картографических материалов дополнительно к основным реквизитам документов в реквизит "1" раздела "Исходные данные" межевого плана указываются: масштаб соответствующего картографического произведения, дата его создания и дата последнего обновления. Вместе с тем, согласно разъяснениям Минэкономразвития России, изложенным в письме от 08.10.2013 № ОГ-Д23-5470, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу ГКН, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы. Таким образом, в соответствующие разделы межевого плана кадастровым инженером должны быть включены сведения, однозначно подтверждающие местоположение уточненных границ земельного участка, заявленного для кадастрового учета. Дополнительно сообщаем, что данная информация носит справочно-рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.


------------------------------------------------------------------