Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Московского областного суда от 16.10.2015 по делу N 3-541/15 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Московской области от 18.03.2015 N 30/2015-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района">



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2015 г. по делу № 3-541/15

Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Г.С.Б.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3-541/15 по административному исковому заявлению С.О.Г. о признании недействующим Закона Московской области от 18 марта 2015 года № 30/2015-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района",

установил:

Постановлением Московской областной Думы от 12 марта 2015 года № 11/119-П принят Закон Московской области № 30/2015-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района" (далее - Закон МО № 30/2015-ОЗ).
Указанный Закон подписан Губернатором Московской области 18 марта 2015 года, опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 20 марта 2015 года, в издании "Ежедневные новости. Подмосковье" - 26 марта 2015 года № 52.
Закон МО № 30/2015 состоит из трех статей.
В силу ст. 1 Закона МО № 30/2015-ОЗ объединены территории городского поселения Озеры, сельского поселения Бояркинское, сельского поселения Клишинское - без изменения границ территории Озерского муниципального района.
В результате объединения поселений прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений. Поселения утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.
В состав территории Озерского муниципального района входит один город и территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
Образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Озерского муниципального района городское поселение наделено статусом городского округа (городской округ Озеры).
Статьей 2 этого же Закона установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озерского муниципального района со дня вступления в силу настоящего Закона приступают к осуществлению полномочий по решению установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городского округа. Полномочия, связанные с исполнением бюджетов в период со дня вступления в силу настоящего Закона и до 01 января 2016 года исполняют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озерского муниципального района. В период со дня вступления в силу настоящего Закона и до 01 января 2016 года органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озерского муниципального района вправе принимать устав городского округа Озеры, который вступает в силу не ранее 01 января 2016 года.
Согласно статьи 3 настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
С.О.Г., проживающий в г. Озеры Московской области, обратился в Московский областной суд с заявлением, в котором просил признать недействующим со дня принятия Закон Московской области от 18 марта 2015 года № 30/2005-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района".
В обоснование требований С.О.Г. ссылался на то, что оспариваемый Закон МО № 30/2015-ОЗ принят с нарушением требований ст.ст. 12, 13, 14 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Административный истец полагает, что в нарушение требований законодательства не было выявлено мнение населения, поскольку изменение границ и преобразование муниципальных образований произведено без согласия населения, выраженного путем голосования, что нарушает права заявителя на осуществление местного самоуправления.
Кроме того, заявитель считает, что нормы оспариваемого Закона не соответствуют положениям п. 5.1 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ч. 5 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку во вновь образованном муниципальном образовании не назначено проведение выборов органов местного самоуправления, что свидетельствует, по мнению заявителя, о нарушении его конституционного избирательного права.
В судебное заседание С.О.Г., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения данного административного дела, не явился.
Присутствующий в судебном заседании представитель административного истца полностью поддержал заявленные С.О.Г. требования.
Представители административных ответчиков - Московской областной Думы и Губернатора Московской области - возражали против удовлетворения заявленных требований, просили в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, приходит к следующему.
Согласно п. "н" ч. 1 ст. 72, 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является в том числе объединение муниципальных образований (п. 1). Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (п. 2). Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (п. 3).
Согласно положениям статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан, должны выноситься на публичные слушания.
Судом установлено, что представительным органом муниципального образования - Советом Озерского муниципального района Московской области принято решение от 17 февраля 2015 года № 172/35 "О законодательной инициативе Совета депутатов Озерского муниципального района Московской области". Указанным решением на рассмотрение Московской областной Думы внесен в порядке законодательной инициативы проект закона Московской области "Об объединении поселений, входящих в состав Озерского муниципального района". Проект предусматривал объединение в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ городское поселение Озеры, сельское поселение Бояркинское и сельское поселение Клишинское, входящие в состав Озерского муниципального района, без изменения границ общей территории Озерского муниципального района (л.д. 73).
Принятию данного решения Совета депутатов Озерского муниципального района предшествовало принятие тем же Советом решения от 22 декабря 2014 года № 149/31, которым была поддержана инициатива главы Озерского муниципального района о преобразовании муниципальных образований Озерского муниципального района путем их объединения во вновь образованное городское поселение с наделением его статусом городского округа, назначено проведение публичных слушаний по вопросу преобразования муниципальных образований, назначены дата, сроки и место проведения публичных слушаний и принятия письменных и устных предложений от заинтересованных лиц. Указано о направлении данного решения и инициативы главы Озерского муниципального района Московской области главам и в Советы депутатов городского поселения Озеры, сельских поселений Бояркинское и Клишинское, а также о публикации данного решения в газете "Заря Озеры" и размещении на официальном сайте администрации Озерского муниципального района Московской области (л.д. 62-63).
Советами депутатов сельских поселений Бояркинское и Клишинское и городского поселения Озеры в период с 24 по 29 декабря 2014 года вынесены решения, которыми поддержана инициатива о преобразовании муниципальных образований Озерского муниципального района путем их объединения во вновь образованное городское поселение с наделением его статусом городского округа, назначены публичные слушания по вопросу указанного преобразования с установлением дат, сроков и мест проведения таких слушаний, а также указано об организации приема предложений заинтересованных лиц по данному вопросу (л.д. 64-68).
После проведения в каждом муниципальном образовании публичных слушаний Советами сельских поселений Бояркинское, Клишинское и городского поселения Озеры в период с 22 по 29 января 2015 года приняты решения о согласии на объединение территорий сельского поселения Бояркинское, сельского поселения Клишинское, городского поселения Озеры, входящих в состав Озерского муниципального района (л.д. 69-71).
Решением Совета депутатов Озерского муниципального района от 29 января 2015 года № 164/33 выражено согласие на объединение территорий городского поселения Озеры, сельского поселения Бояркинское, сельского поселения Клишинское, входящих в состав Озерского муниципального района (л.д. 72).
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что преобразование муниципальных образований Озерского муниципального района путем объединения одного городского поселения и двух сельских поселений в одно городское поселение и наделение этого вновь образованного городского поселения Озеры статусом городского округа без изменения границ общей территории Озерского муниципального района осуществлено с соблюдением требований указанных положений статьи 13 и статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ.
Довод административного истца о том, что в нарушение требований законодательства при преобразовании муниципальных образований Озерского муниципального района мнение населения не было выявлено, так как изменение границ и преобразование муниципальных образований произведено без согласия населения, выраженного путем голосования, суд считает несостоятельным.
Анализ текста статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ свидетельствует о том, что согласие населения муниципального образования, выраженного путем голосования, предусмотрено Законом в том случае, когда преобразование муниципального образования влечет изменение границ муниципальных образований.
Федеральным законодательством не установлено требование о проведении непосредственного голосования населения при объединении двух и более поселений, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований.
Поскольку в данном случае преобразование указанных муниципальных образований произведено без изменения границ существующих образований, что следует из самого текста оспариваемого Закона, то в соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ согласие населения в таком случае выражается путем принятия решения представительным органом каждого из объединяемых поселений.
Как указано выше согласие населения каждого из муниципальных образований Озерского муниципального района оформлено соответствующими решениями Советов депутатов муниципальных образований. При этом по вопросу преобразования муниципальных образований в каждом из них были проведены публичные слушания, результаты которых были учтены при принятии представительными органами власти муниципальных образований решений о согласии на такое преобразование.
Суд не может согласиться и с доводом административного истца о том, что нормы оспариваемого Закона не соответствуют положениям п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ч. 5 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ.
Согласно указанным нормам Федерального закона № 67-ФЗ и Федерального закона № 131-ФЗ выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.
Оспариваемым Законом МО № 30/2015-ОЗ решен вопрос организации местного самоуправления на существующей территории Озерского муниципального района.
Преобразование муниципальных образований осуществлено без изменения границ территории Озерского муниципального района. Статьей 2 Закона МО № 30/2015-ОЗ урегулирован порядок организации местного самоуправления на преобразованной территории, согласно которому органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озерского муниципального района со дня вступления в силу настоящего Закона приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения преобразованного муниципального образования.
Органы местного самоуправления Озерского муниципального района - Совет депутатов муниципального района и глава муниципального района - были избраны на муниципальных выборах населением, проживающим на территории Озерского муниципального района, сроки полномочий органов муниципальной власти не истекли.
Возложение на органы местного самоуправления, которые на день преобразования Озерского муниципального района осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения муниципального района, осуществление полномочий по решению вопросов местного значения городского округа - соответствует положениям абз. 8 ч. 5 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которому до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15, 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ выборы органов или депутатов назначаются уполномоченным на то органом или должностным лицом.
Назначение муниципальных выборов регламентировано ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ. Указанная норма устанавливает, что муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных Федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Таким образом, назначение муниципальных выборов в образованном в результате преобразования Озерского муниципального района городском округе Озеры не является предметом регулирования оспариваемого Закона МО № 30/2015-ОЗ.
С учетом указанных обстоятельств суд полагает, что оспариваемый Закон МО № 30/2015-ОЗ не противоречит указанным административным истцом нормам Федерального закона № 67-ФЗ и Федерального закона № 131-ФЗ.
Суд считает установленным, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом государственной власти субъекта Федерации в пределах установленных законом соответствующих полномочий и в установленной законом форме.
Представленные административными ответчиками доказательства подтверждают соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение правил введения нормативного правового акта в действие.
Оценив представленные доказательства суд приходит к выводу о законности положений оспариваемого нормативного правового акта и отсутствии нарушения этим актом прав, свобод и законных интересов административного истца.
Учитывая изложенное суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Отказать С.О.Г. в признании недействующим Закона Московской области от 18 марта 2015 года № 30/2015-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района".
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурора в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, апелляционного представления через Московский областной суд.

Судья
Л.А. Найденова


------------------------------------------------------------------