Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Московского областного суда от 18.05.2015 по делу N 3-388/15 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим приложения к распоряжению Минмособлимущества от 20.12.2013 N 1631 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость">



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 мая 2015 г. по делу № 3-388/15

Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Б.Т.Ф.
с участием прокурора Смирновой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "О" о признании недействующим распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 года № 1631 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в части включения непринадлежащих компании объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...> и <...> (порядковые номера <данные изъяты> соответственно приложения к распоряжению от 20 декабря 2013 года № 1631) в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,

установил:

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство имущественных отношений Московской области распоряжением от 20 декабря 2013 года № 1631 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" определило Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень объектов).
Объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...> и <...> включены в Перечень объектов за номерами <...> и <...>.
Распоряжение с утвержденным Перечнем объектов опубликовано на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru 17 апреля 2014 года, в издании "Ежедневные новости. Подмосковье" № 242 от 23 декабря 2013 года и обладает всеми признаками нормативного правового акта.
ООО "О" обратилось в Московский областной суд с заявлением о признании недействующим распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 года № 1631 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в части включения непринадлежащих компании объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...> и <...> (порядковые номера <...> и <...> соответственно приложения к распоряжению от 20 декабря 2013 года № 1631) в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В обоснование требования о признании в части недействующим нормативного акта Московской области ООО "О" указало, что частью 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ ежегодно не позднее 1-го числа очередного налогового периода утверждается Перечень имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Министерство имущественных отношений Московской области включило в распоряжение от 20 декабря 2013 года № 1631 сведения относительно нежилого помещения с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, площадь 1539 кв. м и нежилого помещения с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу <...>, площадь 1205 кв. м.
В связи с предоставлением указанных сведений в налоговый орган, Межрайонная ИФНС России № 17 по Московской области предъявила требования к ООО "О" об уплате налога за указанные помещения. В отношении данных помещений общество не является правообладателем. По указанному адресу находится единый объект - здание, принадлежащее ООО "О" на праве собственности, площадью 28827,1 кв. м.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Московской области (Межрайонная ИФНС России № 17).
Представители заявителя в судебном заседании поддержали требования и просили исключить из Перечня объектов помещения с кадастровыми номерами <...> и <...>, так как они не являются составной частью помещения с кадастровым номером <...>, поскольку это приведет к двойному налогообложению.
Представители Министерства имущественных отношений Московской области (далее - Минимущество Московской области), Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Ф" по Московской области (далее - ФГБУ "Ф" по Московской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Межрайонной ИФНС России № 17 просили отказать в удовлетворении заявления, указывая, что оспариваемым распоряжением права заявителя не нарушаются, в перечне объектов отсутствуют сведения о правообладателях. Сведения о нежилых помещениях с кадастровыми номерами <...> и <...> могут быть исключены из ГКН на основании заявления ООО "О" об исправлении ошибки (технической или кадастровой).
Представителями Минимущества Московской области, Межрайонной ИФНС России № 17 представлены письменные возражения на заявление (л.д. 229-231).
Выслушав представителей заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему.
Как следует из норм статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статьям 14 и 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ. Особенности определения налоговой базы таких объектов могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
На основании указанных норм права Минимуществом Московской области, как органом центральной исполнительной государственной власти субъекта специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере имущественно-земельных отношений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской области, издано распоряжение от 20 декабря 2013 года № 1631 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (п. 1 Положения о Минимуществе Московской области, утверждено постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года № 842/27).
Перечень формировался Минимуществом Московской области на основании данных, представленных филиалом ФГБУ "Ф", Управлением Росреестра по Московской области, Управлением ФНС России по Московской области, а также органами местного самоуправления Московской области.
В ходе судебного разбирательства представитель Минимущества Московской области пояснил, что для формирования Перечня была предоставлена информация в отношении объектов недвижимости, находящихся по адресу: <...>. Объекты недвижимости в виде основного здания и расположенных в нем двух помещений согласно кадастровой справке зарегистрированы за соответствующими кадастровыми паспортами.
Доводы представителя Минимущества Московской области, по мнению суда, подтверждаются копиями кадастровых паспортов на основное здание (кадастровый номер <...>) и на два расположенных в основном здании внутренних помещения (кадастровые номера <...> и <...>) (л.д. 224-228).
Таким образом, как на дату принятия оспариваемого распоряжения, так и на дату рассмотрения судом заявления ООО "О" с 13 июля 2012 года всем указанные объекты были зарегистрированы в ГКН.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно пункту 4 статьи 28 названного Закона кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (пункт 5 статьи 28 Закона о кадастре).
Техническая ошибка подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 2 ст. 28 Закона о кадастре).
С учетом системного толкования приведенных выше норм, подлежащих применению в настоящем деле, заявитель, полагая, что регистрация помещений с кадастровыми номерами <...> и <...> регистрирующим органом 13 июля 2012 года была проведена ошибочно, вправе обратиться с заявлением об исправлении технической ошибки.
В судебном заседании представители ООО "О" пояснили, что соответствующее заявление в апреле 2015 года подано в регистрирующий орган.
Таким образом, включение в названный Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в его пунктах 1395, 1396, не противоречит статьей 378.2 НК РФ.
По основаниям, изложенным в настоящем решении, суд полагает, что в удовлетворении заявления ООО "О" о признании недействующим распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 года № 1631 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в части включения непринадлежащих компании объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...> и <...> (порядковые номера <...> и <...> соответственно приложения к распоряжению от 20.12.2013 года № 1631) в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении требования о признании в части недействующим оспариваемого нормативного акта, ООО "О" также должно быть отказано во взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление ООО "О" о признании недействующим распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 года № 1631 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в части включения непринадлежащих компании объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...> и <...> (порядковые номера <...> и <...> соответственно приложения к распоряжению от 20 декабря 2013 года № 1631) в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и взыскании судебных расходов в размере 4500 рублей оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.

Судья
Л.И. Ракунова


------------------------------------------------------------------