Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Мособлдумы от 24.09.2015 N 7/139-П "Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области"



МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2015 г. № 7/139-П

ОБ ИТОГАХ МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ № 95/2010-ОЗ "О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области", в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П, Московская областная Дума постановила:
1. Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области". (Приложение.)
2. Поручить Комитету по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике разработать в 4 квартале 2015 года проект закона Московской области о внесении изменений в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Жукова И.Н.

Председатель
Московской областной Думы
И.Ю. Брынцалов





Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 24 сентября 2015 г. № 7/139-П

ОТЧЕТ
О ПРОВЕДЕННОМ МОНИТОРИНГЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ № 95/2010-ОЗ "О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

I. Общие положения

Основания проведения мониторинга правоприменения Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" (далее - мониторинг):
Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации";
Закон Московской области № 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области";
Положение о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденное постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П;
постановление Московской областной Думы от 27.03.2014 № 27/121-П "О плане работы Московской областной Думы на 2 квартал 2015 года";
постановление Московской областной Думы от 09.04.2015 № 12/123-П "О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
Цель проведения мониторинга:
выявление существующих проблем правоприменения Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
Субъект мониторинга: Московская областная Дума.
Объект мониторинга: нормы Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
Период проведения мониторинга: с 1 января 2011 года по 1 января 2015 года.
Время проведения мониторинга: 2 и 3 кварталы 2015 года.

II. Сведения о деятельности Комиссии
по проведению мониторинга

Мониторинг осуществлялся Комиссией по проведению мониторинга (далее - Комиссия), созданной постановлением Московской областной Думы от 09.04.2015 № 12/123-П "О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области", в следующем составе:
1) Крымов В.Б. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
2) Леонтьев М.П. - депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ;
3) Керселян С.А. - депутат Московской областной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ";
4) Ржевская Л.И. - консультант Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы;
5) Надарейшвили Г.В. - консультант отдела систематизации законодательства и правовой информации Государственно-правового управления Московской областной Думы.
По согласованию с Губернатором Московской области в состав Комиссии включены:
1) Балыбердина А.Ю. - заместитель министра потребительского рынка и услуг Московской области;
2) Богатченко И.А. - заместитель министра финансов Московской области;
3) Ерасова И.А. - заместитель начальника управления организации социальной защиты населения и реабилитации инвалидов Министерства социального развития Московской области;
4) Карисалова Н.А. - заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области;
5) Колесов Р.А. - заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области;
6) Мохов Г.А. - заместитель министра культуры Московской области;
7) Павлова С.В. - главный инспектор отдела профилактики семейного неблагополучия Министерства социального развития Московской области;
8) Смирягина А.А. - заведующий отделом в управлении Министерства экономики Московской области;
9) Тресков И.Б. - первый заместитель министра имущественных отношений Московской области.
По предложению Торгово-промышленной палаты Московской области и Московского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" в состав Комиссии включены:
1) Куимов И.Е. - Президент Торгово-промышленной палаты Московской области;
2) Винокуров В.И. - Вице-президент Торгово-промышленной палаты Московской области;
3) Лозунов Б.А. - эксперт-юрист Московского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";
4) Бессонов А.Н. - эксперт-юрист Московского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ".
Председателем Комиссии избран Крымов В.Б. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Комиссией утвержден План проведения мониторинга.
За время проведения мониторинга Комиссией проведено 3 заседания.
Подготовлен Отчет о проведении мониторинга.

III. Проведение мониторинга

3.1. Законодательное регулирование отношений, возникающих
между органами государственной власти Московской области,
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
в сфере предпринимательской деятельности
в Московской области

Правовое регулирование отношений, возникающих между органами государственной власти Московской области, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере предпринимательской деятельности в Московской области, осуществляется в соответствии с Законом Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
В настоящее время закон действует с учетом изменений, внесенных законами Московской области № 187/2011-ОЗ, № 120/2012-ОЗ, № 16/2013-ОЗ, № 103/2013-ОЗ, № 17/2014-ОЗ.
На состояние предпринимательской деятельности также влияют законы Московской области:
Закон Московской области № 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области";
Закон Московской области № 15/2011-ОЗ "Об инновационной политике органов государственной власти Московской области";
Закон Московской области № 71/2008-ОЗ "О промышленных округах в Московской области";
Закон Московской области № 64/2013-ОЗ "Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве";
Закон Московской области № 1/2014-ОЗ "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Московской области и о внесении изменения в Закон Московской области "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Московской области и должности государственной гражданской службы Московской области";
Закон Московской области № 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении Московской области".
За период проведения мониторинга практическая деятельность по регулированию отношений, возникающих между органами государственной власти Московской области, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере предпринимательской деятельности в Московской области осуществлялась на основании:
долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 29.01.2009 № 71/2;
долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013-2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 28.08.2012 № 1053/32 (действовала в 2013 году);
долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Московской области на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 № 1066/32;
долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие мясного животноводства в Московской области на 2012-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 18.05.2011 № 458/15-П.
В настоящее время реализуются государственная программа Московской области "Предпринимательство Подмосковья", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 662/37, включающая Подпрограмму III "Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области", а также государственная программа Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 13.08.2013 № 602/3.

3.2. Эффективность действия Закона Московской области
№ 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности
в Московской области"

Целью принятия Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" является правовое регулирование отношений, возникающих между органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере развития предпринимательской деятельности в Московской области.
Статьей 3 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" определены цель и основные задачи развития предпринимательской деятельности.
Целью развития предпринимательской деятельности в Московской области является наращивание экономического потенциала Московской области и муниципальных образований Московской области.
Основными задачами развития предпринимательской деятельности в Московской области являются:
повышение уровня жизни населения Московской области;
наращивание экономического оборота в Московской области;
обеспечение занятости населения и развитие индивидуальной трудовой деятельности;
создание условий для формирования конкурентной среды в экономике Московской области;
вовлечение в предпринимательскую деятельность населения Московской области.
Статьями 4 и 5 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" установлены полномочия Московской областной Думы и Правительства Московской области в сфере развития предпринимательской деятельности в Московской области. Уполномоченными органами являются Министерство инвестиций и инноваций Московской области и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, на которое возложены функции по оказанию поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Начиная с 2014 года в Московской области создан и функционирует институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей Московской области. Для оказания содействия в осуществлении полномочий Уполномоченного по защите прав предпринимателей Московской области практически во всех муниципальных образованиях Московской области созданы общественные приемные Уполномоченного.
В соответствии со статьей 6 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" кроме системы органов государственной власти, обладающих полномочиями в сфере развития предпринимательской деятельности, в Московской области действует система общественных институтов развития предпринимательской деятельности, а также организации, образующие инфраструктуру поддержки предпринимательской деятельности.
В систему общественных институтов развития предпринимательской деятельности на территории Московской области входят, в частности:
Торгово-промышленная палата Московской области;
межмуниципальные и муниципальные Торгово-промышленные палаты;
координационные советы по развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах и городских округах Московской области;
Московское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации "ОПОРА РОССИИ";
ЕвроИнфоКорреспондентский Центр Московской области (ЕИКЦ МО);
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
Некоммерческое партнерство "Центр развития предпринимательства Московской области";
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и ряд других организаций.
Организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, являются:
Московский областной фонд развития малого и среднего предпринимательства;
Московский областной гарантийный фонд;
Московский областной фонд развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства;
Управляющие компании промышленных округов Московской области, созданных в соответствии с Законом Московской области № 71/2008-ОЗ "О промышленных округах в Московской области", в частности:
Управляющая компания ОЭЗ "Дубна";
Бизнес-инкубаторы, в частности:
ОАО "Технопарк Нахабино";
Инновационный бизнес-инкубатор ООО "ХимРар";
Инновационно-технологический бизнес-инкубатор Дубна;
Бизнес-инкубатор города Долгопрудный;
Бизнес-инкубатор Серпухов и ряд других.
В соответствии со статьей 7 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" в ходе мониторинга рассмотрены цели оказания поддержки субъектов предпринимательской деятельности. Целями оказания поддержки субъектов предпринимательской деятельности определены:
обеспечение роста экономического оборота на всей территории Московской области;
выравнивание уровня социально-экономического развития муниципальных образований Московской области;
стимулирование и развитие отдельных видов экономической деятельности;
стимулирование отдельных субъектов предпринимательской деятельности.
Формы поддержки сгруппированы в зависимости от целей оказания поддержки предпринимательства. Формами поддержки субъектов предпринимательской деятельности являются:
информационная поддержка;
консультационная поддержка;
содействие в организации выставочно-ярмарочной деятельности;
предоставление льгот по налогам, зачисляемым в бюджет Московской области, в порядке, предусмотренном Законом Московской области № 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области";
реализация предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации налоговых полномочий по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения;
предоставление отсрочек, списания задолженности по арендной плате и неустойке за пользование земельными участками, находящимися в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с законодательством Московской области;
установление дополнительных оснований и условий предоставления инвестиционного налогового кредита;
создание промышленных округов;
предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям;
имущественная поддержка;
государственные гарантии.
Особенности оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства выделены в отдельную главу 2 "Особенности реализации настоящего Закона в сфере малого и среднего предпринимательства" Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
В соответствии с указанной главой 2:
определены полномочия Правительства Московской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства (статья 8 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области");
предусмотрено создание координационного органа в сфере развития малого и среднего предпринимательства (статья 9 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области");
определены основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (статья 10 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области") и условия поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (статья 11 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области").
Одним из ключевых полномочий Правительства Московской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства является разработка и реализация программ развития малого и среднего предпринимательства Московской области.
Фактически поддержка осуществлялась в соответствии с утвержденными Правительством Московской области программами поддержки предпринимательства, в частности:
долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы", принятая постановлением Правительства Московской области от 29.01.2009 № 71/2;
долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013-2016 годы", принятая постановлением Правительства Московской области от 28.08.2012 № 1053/32 (действовала в 2013 году);
государственная программа Московской области "Предпринимательство Подмосковья", принятая постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 662/37, в рамках которой действует подпрограмма III "Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области".
В рамках перечисленных программ на поддержку малого и среднего предпринимательства за рассматриваемый период времени выделялось:

Наименование
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
всего (тыс. руб.):
из них:
852300,8
1307459,1
1443474,5
1212537
средства федерального бюджета
509350
805629,9
866641
823439
средства бюджета Московской области
289300
443700
534000
346504
средства бюджетов муниципальных образований Московской области
53650,8
58129,2
42833,5
42594

На 2015 год запланировано средств: всего - 1501325 тыс. руб., из федерального бюджета - 1122963 тыс. руб., из бюджета Московской области - 327081 тыс. руб., из бюджетов муниципальных образований Московской области - 51281 тыс. руб.
В 2014 году на территории Московской области средства местных бюджетов на цели поддержки малого предпринимательства также использовались программно-целевым методом. Приняты муниципальные программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 50 муниципальных образованиях Московской области.
Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 10 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" являются:
заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в государственной программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области, ведомственных целевых программах, муниципальных программах;
открытость процедур оказания поддержки;
ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства за несоблюдение условий оказания поддержки;
открытость и доступность сведений, содержащихся в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.
В статье 11 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" определен закрытый перечень условий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды на момент подачи документов на получение поддержки;
непроведение в отношении заявителя процедуры ликвидации юридического лица, процедуры банкротства;
неприостановление деятельности в отношении заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
отсутствие задолженности по выплате заработной платы на момент подачи документов на получение поддержки.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Иные условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области, муниципальными программами.
В соответствии с главой 2 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" субъектам малого и среднего предпринимательства в Московской области предоставляются следующие виды и формы государственной поддержки:
финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области предоставляется в виде:
субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (абзац 2 части 2 статьи 12 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области");
бюджетных инвестиций путем участия в капиталах организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (абзац 3 части 2 статьи 12 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области");
субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование реализации мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 3 статьи 12 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области").
В процессе проведения мониторинга была получена информация о поддержке, оказанной субъектами малого и среднего предпринимательства за 2011-2014 годы, от членов комиссии по мониторингу - представителей министерств Московской области: Министерства финансов Московской области, Министерства экономики Московской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Министерства потребительского рынка и услуг Московской области.
Информация о предоставлении финансовой поддержки в соответствии со статьей 12 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области", полученная от Министерства финансов Московской области, представлена в таблице 1:

Таблица 1

ПОДДЕРЖКА, ОКАЗАННАЯ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ДАЛЕЕ - СУБЪЕКТЫ МСП) В МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ ЗА ПЕРИОД С 1 ЯНВАРЯ 2011 ГОДА ПО 1 ЯНВАРЯ 2015
ГОДА, В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
№ 95/2010-ОЗ "О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ПО ИНФОРМАЦИИ МИНИСТЕРСТВА
ФИНАНСОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Формы и виды поддержки в соответствии с Законом № 95/2010-ОЗ
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
Сумма (тыс. руб.)
Количество получателей
Сумма (тыс. руб.)
Количество получателей
Сумма (тыс. руб.)
Количество получателей
Сумма (тыс. руб.)
Количество получателей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Финансовая поддержка (статья 12 Закона), всего:
573404
x
662496
x
596965
x
924065
x
предоставление субсидий субъектам МСП (пункт 2 статьи 12 Закона):
169076
x
328515
x
224400
x
482083
x
за счет средств бюджета Московской области
91992

193912

138099

168902

за счет средств федерального бюджета
77084

134603

86301

313181

предоставление бюджетных инвестиций путем участия в капиталах организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП (пункт 2 статьи 12 Закона)
174900
x
0
x
64000
x
257291
x
за счет средств бюджета Московской области
78000

0

64000

62424

за счет средств федерального бюджета
96000

0

0

194867

предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование реализации мероприятий муниципальных программ развития субъектов МСП (пункт 3 статьи 12 Закона)
229428
x
333981
x
308565
x
184691
x
за счет средств бюджета Московской области
83327

137217

108036

63389

за счет средств федерального бюджета
146101

196764

200529

121302


По информации, представленной Министерством потребительского рынка и услуг Московской области, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере потребительского рынка в 2011 и 2012 годах осуществлялась в рамках реализации долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы". В 2011 году 18 торговых организаций получили финансовую поддержку в совокупном объеме 11,2 млн. рублей (в рамках ограничений не более 10 процентов). В 2012 году - 11,4 млн. рублей (9,7 млн. рублей за счет средств бюджета Московской области, 1,7 млн. рублей за счет средств федерального бюджета).
В рамках оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, переподготовки повышения квалификации кадров, а также популяризации отдельных видов предпринимательской деятельности Министерством потребительского рынка и услуг Московской области за рассматриваемый период времени был проведен ряд мероприятий. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере повышения квалификации кадров осуществлялась через мероприятия, направленные на популяризацию и повышение престижа профессий работников торговли и услуг в целях привлечения населения Московской области для работы в сфере потребительского рынка и услуг.
В 2011 году в рамках реализации долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2009-2012 годы" проведен VIII Чемпионат субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере парикмахерского искусства и декоративной косметики на Кубок Губернатора Московской области, на который было выделено из бюджета Московской области 2700 тыс. рублей, в 2012 году - IX Чемпионат - 2700 тыс. рублей.
В 2013 году в рамках реализации долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013-2016 годы" за счет средств бюджета Московской области проведены:
чемпионат среди субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области по кулинарному искусству на Кубок Губернатора Московской области - 2699,9 тыс. рублей;
IX чемпионат субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере парикмахерского искусства и декоративной косметики на Кубок Губернатора Московской области и подготовка команды Московской области к Чемпионату России по парикмахерскому искусству и декоративной косметике, моделированию - 4190 тыс. рублей.
В 2014 году в рамках государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья" из бюджета Московской области выделялось 6894,7 тыс. рублей на проведение:
чемпионата среди субъектов малого и среднего предпринимательства по кулинарному искусству на Кубок Губернатора Московской области - 2696,7 тыс. рублей;
X чемпионата в сфере парикмахерского искусства и декоративной косметики на Кубок Губернатора Московской области - 2699 тыс. рублей;
подготовки команды Московской области к Чемпионату России по парикмахерскому искусству и декоративной косметике, моделированию - 1499 тыс. рублей.
Сведений о реализации иных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области в комиссию не представлено.
На основании статьи 17 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" уполномоченным органом - Министерством инвестиций и инноваций Московской области ведется Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, получателей поддержки.
На основании части 2 статьи 18 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" готовится отчет о состоянии, проблемах и перспективах развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области. Данный отчет направляется в Московскую областную Думу в рамках ежегодного отчета Губернатора Московской области о результатах деятельности Правительства Московской области. Раздел 17 "Результаты реализации полномочий Правительства Московской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства" в рамках Отчета Губернатора Московской области о результатах деятельности Правительства Московской области за 2014 год рассмотрен Московской областной Думой (постановление Московской областной Думы от 09.07.2015 № 35/135-П) и принят к сведению. Так как требования к отчету о состоянии, проблемах и перспективах развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области законодательно не установлены, в указанном разделе 17 характеристика состояния сферы малого и среднего предпринимательства, а также описание проблем и перспектив развития субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют.
Глава 3 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" устанавливает особенности реализации Закона в отдельных сферах предпринимательской деятельности.
Статьей 19 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" определены особые условия оказания поддержки субъектам предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Уполномоченным органом определено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области. Поддержка осуществлялась на основании:
долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Московской области на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 № 1066/32;
долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие мясного животноводства в Московской области на 2012-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 18.05.2011 № 458/15-П.
Информация о результатах поддержки субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих производство и промышленную переработку сельскохозяйственной продукции на территории Московской области, представлена в таблице 2:

Таблица 2

ПОДДЕРЖКА, ОКАЗАННАЯ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ДАЛЕЕ - СУБЪЕКТЫ МСП) В МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ ЗА ПЕРИОД С 1 ЯНВАРЯ 2011 ГОДА ПО 1 ЯНВАРЯ
2015 ГОДА, В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
№ 95/2010-ОЗ "О РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ПО ИНФОРМАЦИИ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Формы и виды поддержки в соответствии с Законом № 95/2010-ОЗ
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
Сумма (тыс. руб.)
Количество получателей
Сумма (тыс. руб.)
Количество получателей
Сумма (тыс. руб.)
Количество получателей
Сумма (тыс. руб.)
Количество получателей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Предоставление субсидий субъектам МСП, в том числе:
157948
84
187963
149
296061,5
181
284505
200
по инвестиционным кредитам
19364
16
19360
18
18380
17
6597
12
по краткосрочным кредитам
1572
10
1837
13
1997
15
1059,3
9
на поддержку племенного животноводства
15695
18
20302
21
50624,9
18
21213,4
15
на 1 кг реализованного товарного молока, в том числе поддержка молочного животноводства в КФХ
81597
53
101371
78
118793,6
89
130371,8
93
на поддержку мясного животноводства
1712
10
18661
22
0
0
10088,1
12
на противоэпизоотические мероприятия
1885
7
0
0
0
0
0
0
на поддержку производства яиц, мяса птицы и свинины
9602
7
0
0
0
0
0
0
на поддержку производства товарной рыбы
0
0
0
0
1536,3
1
1432,5
1
на поддержку производства свинины, кроликов и мелкого рогатого скота
0
0
0
0
5234
14
7160,4
22
на удорожание кормов
0
0
0
0
1172,9
4
0
0
на производство говядины от бычков молочных пород
0
0
0
0
9100,2
37
4820,8
28
на оказание несвязной поддержки в области растениеводства
0
0
0
0
54811,4
94
25021,8
83
на производство яиц
0
0
0
0
0
0
157,4
1
на оформление КФХ земельных участков
0
0
679
3
430,7
3
436,9
3
предоставление грантов КФХ
0
0
10092
16
30163
20
51318
20
по кредитам на развитие малых форм хозяйствования
101
13
211
18
111,6
10
152,4
8
на проведение культуртехнических работ по вводу в оборот с/х земель
0
0
0
0
629
1
18707,8
2
на приобретение элитных семян
1500
13
1047
8
2673,9
16
3480,4
11
на уплату страховой премии по договору страхования в области растениеводства
1257
2
720
4
403
2
2487
5
на приобретение химических средств защиты животных
75
1
75
1
0
0
0
0
на средства химизации
8689
42
10787
43
0
0
0
0
за агрохимическую мелиорацию почв
14899
7
2821
6
0
0
0
0

Статья 20 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области", устанавливающая перечень сфер предпринимательской деятельности, в которых законодательством Московской области могут быть установлены дополнительные преференции, реализована исключительно в рамках Закона Московской области № 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области", Закона Московской области № 27/2013-ОЗ "О грантах Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций" и Закона Московской области № 75/2006-ОЗ "О научной деятельности и научно-технической политике Московской области".
Специальных законов Московской области или специальных положений в Законе Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области", регулирующих особенности оказания поддержки в определенной сфере предпринимательской деятельности, не принято, за исключением статьи 19 "Особенности оказания поддержки субъектам предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства".

IV. Выводы и предложения

Подводя итоги мониторинга, Комиссия считает целесообразным отметить, что:
Закон Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" действует на территории Московской области в полном объеме и оказывает существенное положительное влияние на развитие сферы предпринимательства;
за период 2011-2014 годов в Московской области осуществлялось правоприменение всех статей Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области";
требуется изменение отдельных положений Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" в связи с изменившимися с момента принятия указанного Закона условиями хозяйствования.
На основании проведенного мониторинга Комиссия отмечает следующие недостатки действующего Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области":
статьей 3 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" определены цель развития предпринимательской деятельности в Московской области и основные задачи развития предпринимательской деятельности в Московской области, также статьей 7 указанного Закона определены цели поддержки субъектов предпринимательской деятельности. Перечисленные цели не структурированы, не определена их иерархия, в результате, не понятно, на достижение какой из целей направлено принимаемое управленческое решение, а любое принятое управленческое решение можно оправдать невнятными целями. Кроме того, требуется уточнение наименований показателей, используемых при определении целей;
отсутствие в тексте Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" упоминания об институте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области как элемента системы государственных и общественных институтов развития предпринимательской деятельности;
объединение в одной статье 7 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" целей поддержки и форм поддержки субъектов предпринимательской деятельности;
отсутствие в тексте Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" такой формы поддержки субъектов предпринимательской деятельности как реализация налоговых полномочий органов государственной власти Московской области по патентной системе налогообложения.
Анализ правоприменения Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" показал, что:
имеется труднодоступность получения поддержки из-за лишнего объема запрашиваемой информации. Например, принято распоряжение Министерства инвестиций и инноваций Московской области от 16.09.2014 № 14-Р "Об утверждении порядка конкурсного отбора по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий подпрограммы III "Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области" государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья" (далее - распоряжение № 14-Р), в соответствии с которым установлен перечень излишних документов, представляемых для получения субсидий, затрудняющих процедуру получения субсидий;
существует практика установления подзаконными актами дополнительных требований к категориям субъектам малого предпринимательства, имеющим право на государственную поддержку. Распоряжением № 14-Р установлен перечень приоритетных видов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на получение субсидий в 2014 году (приложение 12 к распоряжению № 14-Р), нарушающий принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, установленные статьей 10 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области". На момент составления настоящего Отчета перечень видов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на получение субсидий в 2015 году в открытом доступе отсутствует;
отсутствуют муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в ряде муниципальных образований Московской области. Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства приняты не во всех муниципальных образованиях Московской области, это ограничивает права предпринимателей на получение государственной поддержки;
отсутствует информация о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Московской области в отчете, предоставляемом в соответствии с частью 2 статьи 18 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
Комиссия считает необходимым внести изменения в Закон Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" в части устранения перечисленных недостатков:
1) вернуться к рассмотрению вопроса целеполагания с точки зрения практической реализации Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области", учитывая основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, сформулированные в пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
2) включить в текст Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" упоминание об институте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области как элементе системы государственных и общественных институтов развития предпринимательской деятельности;
3) выделить в отдельную статью формы поддержки субъектов предпринимательской деятельности;
4) включить в перечень форм поддержки такую форму поддержки субъектов предпринимательской деятельности как реализация налоговых полномочий органов государственной власти Московской области по патентной системе налогообложения, с определением полномочий органов государственной власти Московской области и прав субъектов малого и среднего предпринимательства при применении патентной системы налогообложения;
5) законодательно установить недопустимость установления дополнительных критериев отбора для получения государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в подзаконных актах;
6) законодательно установить требование по обязательности наличия муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
7) уточнить положения статьи 12 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" в части оказания государственной поддержки организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, согласовав их с нормами статьи 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Обратить внимание Правительства Московской области на необходимость включения информации о состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Московской области в Отчет, предоставляемый в соответствии с частью 2 статьи 18 Закона Московской области № 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
По результатам проведения мониторинга Комиссия считает целесообразным:
поручить Комитету по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике разработать проект закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".


------------------------------------------------------------------