Типы документов

Реклама

Партнеры


<Письмо> Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО от 18.09.2015 N 01-46/5916исх "О направлении информации"



ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 18 сентября 2015 г. № 01-46/5916исх

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Направляем для размещения в системе КонсультантПлюс справочную информацию в форме ответов на вопросы.

Заместитель директора
В.М. Косых





Приложение

Вопрос: В филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" обратился собственник земельного участка с вопросом о разъяснении порядка действий по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о жилом доме, который находился на земельном участке, но сгорел в результате пожара. При этом права на жилой дом были зарегистрированы в установленном законом порядке.

Ответ: Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" разъясняет, что в соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН) органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим законом порядке документов.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ГКН, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер (далее - кадастровый номер).
Снятие с учета объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости (часть 2 статьи 16 и пункт 4 части 1 статьи 22 Закона о кадастре).
Кроме того, согласно пунктам 5 и 6 части 1 статьи 22 Закона о кадастре дополнительно может потребоваться представление следующих документов:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
- копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости).
С заявлением о снятии с кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственник таких объектов недвижимости. С таким заявлением может также обратиться собственник земельных участков, на которых были расположены эти объекты (часть 6 статьи 20 Закона о кадастре).
Форма акта обследования и требования к его оформлению установлены приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 № 627 "Об утверждении формы акта обследований и требований к его подготовке".
Для подготовки акта обследования необходимо заключить договор подряда на проведение кадастровых работ с кадастровым инженером. Этот специалист может осуществлять свою кадастровую деятельность как индивидуальный предприниматель или в составе юридического лица (ст. 33 Закона о кадастре).

Вопрос: Каким образом происходит образование земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории?

Ответ: В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданину - собственнику такого земельного участка (участков) необходимо обратиться с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (часть 1 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории в заявлении о перераспределении земельных участков, подаваемом гражданином, являющимся собственником земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства либо огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
3) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Согласно части 3 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ к такому заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка);
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя.
При этом подготовка схем расположения земельных участков в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (часть 8 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (часть 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ). Исходя из этого на схеме расположения земельного участка необходимо указывать земельный участок (участки), который должен возникнуть в результате перераспределения.
После утверждения уполномоченным органом решения об утверждении схемы расположения земельного участка гражданин, по заявлению которого принято указанное решение, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков (часть 11 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ).
Для этого гражданину необходимо заключить договор подряда на проведение кадастровых работ с кадастровым инженером. Этот специалист может осуществлять свою кадастровую деятельность как индивидуальный предприниматель или в составе юридического лица (статья 33 Закона о кадастре).
На основании договора подряда кадастровый инженер проводит кадастровые работы по образованию земельного участка (земельных участков) путем перераспределения. При этом в соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, если в результате перераспределения земель и (или) нескольких исходных земельных участков образуются несколько земельных участков, межевой план оформляется в виде одного документа.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка (часть 12 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ). То есть при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, заявителю не нужно предварительно проводить кадастровые работы по уточнению местоположения границ такого земельного участка.
После подготовки межевого плана образуемого земельного участка и утверждения его кадастровым инженером гражданин обращается в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета), с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
После принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о земельных участках (земельном участке), образованных в результате перераспределения, с присвоением им статуса "временный" (абзац 2 пункта 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42).
При этом, поскольку исходные земельные участки, о перераспределении которых заявлено гражданином, являются преобразуемыми, у органа кадастрового учета отсутствует основание в приостановлении осуществления кадастрового учета в порядке пункта 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре в связи с пересечением границ исходных земельных участков и земельных участков, образованных в результате перераспределения.
После постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате перераспределения, между гражданином и уполномоченным органом заключается соглашение о перераспределении земельных участков, на основании которого производится государственная регистрация прав на образованные земельные участки.
Согласно части 1 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Согласно части 2 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ исходные земельные участки, из которых при перераспределении были образованы новые земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.
Согласно части 3 статьи 24 Закона о кадастре снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. При этом статус кадастровых сведений в отношении исходных объектов недвижимости изменяется на "архивный", а в отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений государственного кадастра недвижимости изменяется на "учтенный" (абзацы 2, 4 п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости).

Вопрос: При проведении кадастровых работ, связанных с уточнением местоположения границ земельного участка, принадлежащего моему соседу, кадастровым инженером было опубликовано извещение в СМИ о проведении собрания о согласовании местоположения границ. В указанном извещении было указано, что местом проведения собрания является населенный пункт, расположенный в другом субъекте Российской Федерации. Я бы хотел присутствовать на этом собрании, но ехать для этого в другой регион я не имею возможности. Законны ли действия кадастрового инженера?

Ответ: Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Согласование местоположения границ земельных участков проводится с заинтересованными лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.
Согласно абзацу 1 части 5 статьи 39 Закона о кадастре заказчик кадастровых работ определяет способ согласования местоположения границ: с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
Согласно части 7 статьи 39 Закона о кадастре кадастровый инженер выбирает, каким способом проводить процедуру согласования местоположения границ: посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. В случае если кадастровые работы проводятся без установления границ земельных участков на местности, проведение собрания заинтересованных лиц осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков. Кадастровым инженером может быть определено иное место проведения собрания, но только при условии согласования с заинтересованными лицами.
При этом Закон о кадастре не содержит четкого указания о месте проведения собрания заинтересованных лиц в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности. Однако системное толкование норм Закона о кадастре, регламентирующих процедуру согласования местоположения границ земельных участков, во взаимосвязи с установленным гражданским законодательством запретом на заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), позволяет сделать вывод о том, что при согласовании местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц с установлением границ земельных участков на местности, такое собрание должно проводиться в месте расположения земельного участка. Такой вывод основан в частности на праве заинтересованного лица потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности (абзац 2 части 5 статьи 39 Закона о кадастре), а также на обязанности кадастрового инженера указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности в случае проведения согласования местоположения границ с их установлением на местности (пункт 3 части 11 статьи 39 Закона о кадастре).
Исходя из вышеперечисленного указание кадастровым инженером в извещении о проведении в качестве места проведения собрания заинтересованных лиц населенного пункта, расположенного в другом субъекте Российской Федерации, является неправомерным.
Для обеспечения защиты своих прав можете направить в соответствующий адрес, указанный в извещении, требование о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности. При этом, учитывая положения части 2 статьи 39 Закона о кадастре, вправе потребовать проведения согласования местоположения границ земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, с установлением границ на местности только в отношении границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей принадлежащего земельного участка.

Вопрос: При согласовании границ соседнего земельного участка заявителем были направлены в адрес кадастрового инженера, проводившего кадастровые работы в отношении соседнего земельного участка, письменные возражения о местоположении границ данного земельного участка. Возражения были мотивированы тем, что местоположение одной из границ, не являющейся одновременно частью границы земельного участка, принадлежащего заявителю, затрудняет ему проезд. Однако возражения заявителя не были учтены органом кадастрового учета, и в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о том местоположении границ указанного земельного участка, с которым заявитель не был согласен. Правомерны ли действия органа кадастрового учета?

Ответ: Органом кадастрового учета была проведена проверка оснований осуществления государственного кадастрового учета в отношении указанного земельного участка и установлено следующее.
Заявитель является собственником земельного участка, имеющего одну общую границу с земельным участком, в отношении которого проводились кадастровые работы.
Заявитель был уведомлен кадастровым инженером в установленном порядке о проведении собрания о согласовании местоположения границ указанного земельного участка. После ознакомления с проектом межевого плана заявителем были представлены кадастровому инженеру, проводившему кадастровые работы, письменные возражения о местоположении границ земельного участка. Указанные возражения были включены кадастровым инженером в состав приложения к межевому плану. Свои возражения заявитель обосновал тем обстоятельством, что он не согласен с местоположением одной из границ земельного участка, поскольку подобное местоположение указанной границы затрудняет ему проезд. Однако было установлено, что часть границы земельного участка, в отношении которой были представлены возражения, не является одновременно частью границ земельного участка, принадлежащего заявителю. В отношении границы земельного участка, одновременно являющейся границей земельного участка, принадлежащего заявителю, возражений представлено не было.
Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Согласно части 2 статьи 39 Закона о кадастре предметом согласования местоположения границ земельного участка с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Поскольку часть границы земельного участка, в отношении которой были представлены возражения, не является одновременно частью границы земельного участка, принадлежащего заявителю, орган кадастрового учета принял обоснованное решение об осуществлении государственного кадастрового учета сведений о земельном участке.
Вместе с тем заявителю даны разъяснения о возможности обеспечения проезда через соседний земельный участок путем государственной регистрации права ограниченного пользования соседним земельным участком (сервитута) в порядке, установленном статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 27 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Главный технолог филиала ФГБУ
"Федеральная кадастровая палата
Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии"
по Московской области
С.В. Матвеенко


------------------------------------------------------------------