Постановление Мособлдумы от 17.09.2015 N 19/138-П "Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области N 75/2006-ОЗ "О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области"
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. № 19/138-П
ОБ ИТОГАХ МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ № 75/2006-ОЗ "О НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Рассмотрев Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 75/2006-ОЗ "О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области", в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П, Московская областная Дума постановила:
1. Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 75/2006-ОЗ "О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области". (Приложение.)
2. Поручить Комитету по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике разработать проект закона Московской области "О научно-технической политике органов государственной власти Московской области".
3. Направить настоящее постановление в Министерство инвестиций и инноваций Московской области.
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Жукова И.Н.
И.о. Председателя
Московской областной Думы
С.В. Юдаков
Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 17 сентября 2015 г. № 19/138-П
ОТЧЕТ
О ПРОВЕДЕННОМ МОНИТОРИНГЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ № 75/2006-ОЗ "О НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
I. Общие положения
Основания проведения мониторинга правоприменения Закона Московской области № 75/2006-ОЗ "О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области" (далее - мониторинг):
Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации";
Закон Московской области № 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области";
Положение о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденное постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П;
постановление Московской областной Думы от 25.12.2014 № 35/111-П "О плане работы Московской областной Думы на 1 квартал 2015 года";
постановление Московской областной Думы от 26.03.2015 № 27/121-П "О плане работы Московской областной Думы на 2 квартал 2015 года";
постановление Московской областной Думы от 25.06.2015 № 10/133-П "О плане работы Московской областной Думы на 3 квартал 2015 года";
постановление Московской областной Думы от 29.01.2015 № 14/113-П "О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области № 75/2006-ОЗ "О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области".
Цель проведения мониторинга:
анализ ситуации в сфере научной и научно-технической деятельности с учетом практики применения Закона Московской области № 75/2006-ОЗ "О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области";
анализ реализации соответствующих норм Закона Московской области № 75/2006-ОЗ "О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области";
подготовка предложений по совершенствованию законодательства Московской области в части вопросов данного мониторинга.
Объект мониторинга: Закон Московской области № 75/2006-ОЗ "О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области" (далее - Закон Московской области № 75/2006-ОЗ).
Субъект мониторинга: Московская областная Дума.
Период проведения мониторинга: с 1 июня 2006 года по 31 декабря 2014 года.
Срок проведения мониторинга: 1-3 кварталы 2015 года.
II. Деятельность комиссии по мониторингу
Мониторинг осуществлялся комиссией по мониторингу, созданной постановлением Московской областной Думы от 29.01.2015 № 14/113-П "О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области № 75/2006-ОЗ "О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области" (далее - комиссия), в следующем составе:
Крымов В.Б. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
Леонтьев М.П. - депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ;
Голубев А.А. - депутат Московской областной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ";
Калтайс А.В. - депутат Московской областной Думы, член фракции ЛДПР;
Ефимова Н.А. - консультант Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы;
Надарейшвили Г.В. - консультант отдела систематизации законодательства и правовой информации Государственно-правового управления Московской областной Думы.
По согласованию с Губернатором Московской области в состав комиссии по мониторингу включены:
Атясова Ю.Ю. - начальник Управления оценки экономической эффективности инвестиционных программ и проектов Министерства экономики Московской области;
Имангулов В.Р. - заместитель министра имущественных отношений Московской области;
Федосеев А.В. - начальник Управления научной и инновационной политики Министерства инвестиций и инноваций Московской области;
Макеева И.П. - заместитель начальника Управления профессионального образования Министерства образования Московской области;
Вегеле А.А. - заведующий отделом правовой экспертизы и систематизации нормативных правовых актов и документов Министерства образования Московской области.
Председателем комиссии по мониторингу избран Крымов В.Б. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Комиссией по мониторингу утвержден План проведения мониторинга, согласно которому предусматривалось проведение анкетирования научных организаций и круглого стола.
За время проведения мониторинга комиссией по мониторингу проведено два заседания, в том числе одно выездное заседание в городе Серпухове Московской области.
В рамках проведения мониторинга был проведен круглый стол на тему "Состояние и перспективы развития законодательства Московской области в сфере научной и научно-технической деятельности" с участием представителей центральных исполнительных органов власти Московской области, руководителей организаций, выполняющих научные исследования и разработки, подведомственных центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, членов Экспертного совета при Комитете по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы, а также представителей инновационных предприятий и научных учреждений, зарегистрированных на территории Московской области.
III. Проведение мониторинга
Правовое регулирование отношений в сфере научной и научно-технической деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон № 127-ФЗ), которым определены основные цели и принципы государственной научно-технической политики, источники и механизмы финансового обеспечения научной и научно-технической деятельности.
Федеральным законом № 127-ФЗ установлены следующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
принятие законов и иных нормативных правовых актов в научной и (или) научно-технической сферах;
создание, реорганизация и ликвидация государственных научных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя указанных организаций;
принятие и реализация научных, научно-технических и инновационных программ и проектов.
Законодательную базу для регулирования отношений в сфере научной и научно-технической деятельности на территории Московской области составляют:
Закон Московской области № 75/2006-ОЗ "О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области";
Закон Московской области № 15/2011-ОЗ "Об инновационной политике органов государственной власти Московской области";
Закон Московской области № 71/2008-ОЗ "О промышленных округах в Московской области";
Закон Московской области № 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области";
Закон Московской области № 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области";
Закон Московской области № 27/2013-ОЗ "О грантах Правительства Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций".
Мониторинг проводился путем анализа положений Закона Московской области № 75/2006-ОЗ "О научной и научно-технической деятельности на территории Московской области", а также проведения анкетирования по вопросам правоприменительной практики среди исполнительных органов государственной власти Московской области, организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность на территории Московской области, и организаций, выполняющих научные исследования и разработки, подведомственных центральным исполнительным органам государственной власти Московской области.
В целях повышения эффективности мониторинга опросные листы были направлены в организации, осуществляющие свою деятельность в наукоградах Российской Федерации, расположенных на территории Московской области.
Закон Московской области № 75/2006-ОЗ принят в 2006 году в соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ.
В связи с изменением законодательства в Закон Московской области № 75/2006-ОЗ неоднократно вносились изменения.
Наиболее существенным изменением, оказавшим влияние на содержание Закона Московской области № 75/2006-ОЗ, явилось исключение из его текста понятия "инновационная деятельность" в связи с принятием Закона Московской области № 15/2011-ОЗ "Об инновационной политике органов государственной власти Московской области".
IV. Результаты мониторинга
В результате мониторинга установлено, что предметом регулирования Закона Московской области № 75/2006-ОЗ является деятельность органов государственной власти Московской области и государственных органов Московской области в сфере научной и научно-технической деятельности.
Цель деятельности органов государственной власти Московской области в научной и научно-технической сферах по формированию системы, обеспечивающей создание и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, экономический оборот объектов интеллектуальной собственности, увеличение производства научной и научно-технической продукции, определенная в Законе Московской области № 75/2006-ОЗ, не может быть достигнута в полной мере, так как нормы указанного Закона не конкретизированы, носят бланкетный характер и на практике не реализуемы. Фактически меры государственной поддержки научным организациям не оказывались.
По результатам анкетирования организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность в наукоградах Российской Федерации, расположенных на территории Московской области, установлено:
представители научных и научно-исследовательских организаций в своем большинстве не входят в состав Совета молодых ученых и специалистов Московской области, а также не были премированы за достижение выдающихся научных и (или) научно-технических результатов и их практическое применение в экономике и социальной сфере Губернатором Московской области;
государственная поддержка со стороны органов государственной власти Московской области оказывалась лишь 50% респондентов, преимущественно в форме грантов, при этом отмечалась сложность процедуры предоставления заявки на получение гранта;
государственная поддержка в форме предоставления налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита не оказывалась;
основными проблемами являются: недостаток финансирования; отсутствие возможности брать кредиты под низкие процентные ставки; отсутствие механизмов, способствующих быстрой коммерциализации и внедрению в производство результатов научно-технических разработок; отсутствие полноценной поддержки молодых ученых и специалистов, в том числе обеспечение жильем; недостаточность государственной поддержки научных организаций для возможности приобретения приборов и оборудования отечественного производства.
В результате анкетирования организаций, выполняющих научные исследования и разработки, подведомственных центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, установлено:
государственная поддержка со стороны органов государственной власти Московской области оказывалась 90% респондентов, преимущественно в форме предоставления имущества, а также грантов и премий;
в состав Совета молодых ученых и специалистов Московской области входят представители трех организаций, подведомственных центральным исполнительным органам государственной власти Московской области;
премирование молодых ученых и специалистов за достижение выдающихся научных и (или) научно-технических результатов и их практическое применение в экономике и социальной сфере Губернатором Московской области осуществлялось 99% респондентов;
основными проблемами являются: недостаточное финансирование; недостаточное обновление оборудования, материалов и программного обеспечения; необходимость заключения соглашений с Российским гуманитарным научным фондом и Российским научным фондом для осуществления совместной деятельности на условиях софинансирования.
V. Выводы
Подводя итоги мониторинга, комиссия считает целесообразным отметить следующее.
Принятие Закона Московской области № 75/2006-ОЗ в 2006 году способствовало улучшению условий в сфере науки и научно-технической деятельности.
При этом меры финансовой поддержки научных организаций за счет средств региональных бюджетов ограничены нормами бюджетного законодательства, позволяющего осуществлять финансирование инновационной деятельности и вложение бюджетных инвестиций в государственные научные организации, функции и полномочия учредителя которого осуществляет субъект Российской Федерации.
В настоящий момент Закон Московской области № 75/2006-ОЗ не соответствует сложившимся условиям, потребностям и возможностям в сфере законодательного обеспечения научной деятельности в Московской области и не оказывает должного регулирующего воздействия на научную и научно-техническую деятельность в Московской области.
Научно-техническая политика субъектов Российской Федерации основывается на государственной научно-технической политике Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития, но особенности и различия в развитии научно-технических комплексов субъектов Российской Федерации существенны. Это обуславливает необходимость формирования региональной научно-технической политики, учитывающей особенности территориального развития, структуру и состояние научно-технического комплекса конкретного субъекта Российской Федерации.
По результатам проведения мониторинга комиссия считает целесообразным поручить Комитету по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике разработать проект закона Московской области о научно-технической политике органов государственной власти Московской области, регулирующего отношения между органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, который определит цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Московской области в сфере научной и научно-технической деятельности в интересах развития экономики и социально-культурной сферы Московской области, предусматривающий:
1) образование коллегиального совещательного органа при Правительстве Московской области - Московского областного совета по научно-технической политике, в целях обеспечения эффективного взаимодействия центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и иных организаций по вопросам реализации государственной научно-технической политики на территории Московской области.
2) механизм создания структурных подразделений (лабораторий) научных организаций, находящихся в собственности Московской области, в образовательных организациях высшего образования с учетом реализуемых ими образовательных программ и тематики научных исследований;
3) понятие "Исследовательский университет Московской области" как категорию, обеспечивающую подготовку кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, а также осуществляющий развитие и внедрение в производство высоких технологий;
4) механизм участия органов местного самоуправления в реализации государственных программ по развитию науки и научно-технической деятельности Московской области, который позволит планировать средства в муниципальном бюджете на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, путем оказания образовательных услуг и информационной поддержки.
------------------------------------------------------------------