Типы документов

Реклама

Партнеры


Апелляционное определение Мособлсуда от 18.02.2015 по делу N 33-3702/2015 <Об отмене решения Железнодорожного городского суда от 07.11.2014 и признании недействующими пункта 1.3, подпунктов 2, 4 пункта 2.7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования , расположенные на территории городского округа Железнодорожный", утв. постановлением администрации городского округа Железнодорожный МО от 09.09.2013 N 2447>



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. по делу № 33-3702/2015

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Соколовой Н.М., Чиченевой Н.А.,
при секретаре А.О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 февраля 2015 года апелляционной представление прокурора <данные изъяты> на решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от 07 ноября 2014 года по делу по заявлению прокуратура <данные изъяты> о признании недействующим в части нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя администрации городского округа <данные изъяты> - К.Л.П., прокурора Прошиной И.В.,

установила:

Прокурор г.о. Железнодорожный обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части нормативного правового акта. Пояснив, что постановлением администрации <данные изъяты> от 09 сентября 2013 года № 2447 утвержден нормативно-правовой акт - Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории городского округа Железнодорожный". Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 № 293 утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования. Согласно пп. "а" п. 9 Порядка для приема в образовательную организацию родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в образовательную организацию дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания. В нарушение п. 9 указанного Порядка, а также в нарушение ст. 43 Конституции РФ, ст. 5, 67 ФЗ "Об образовании в РФ", пункт 1.3 и подпункты 2, 4 п. 2.7 Регламента содержат требования об обязательном наличии у родителей ребенка регистрации по месту жительства или по месту пребывания исключительно в <данные изъяты>. Таким образом, граждане, не зарегистрированные, но проживающие в г.о. Железнодорожный незаконно ограничены в конституционном праве на общедоступность образования. Данное право нарушается путем установления обязательного, не предусмотренного законодательством, основания для приема в образовательную организацию. Прокуратурой города 22 августа 2014 года внесен протест на постановление администрации <данные изъяты> от 09 сентября 2013 года № 2447. Данный протест рассмотрен 29 августа 2014 года и отклонен.
Прокурор просил суд признать п. 1.3, подпункты 2 и 4 п. 2.7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории городского округа Железнодорожный", утвержденного постановлением администрации <данные изъяты> от 09.09.2013 г. № 2447, недействующими в полном объеме, как противоречащие ст. 43 Конституции РФ, ст.ст. 5, 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и пп. "а" п. 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 г. № 293.
Представитель администрации <данные изъяты> возражал против удовлетворения заявления. Пояснил, что распоряжением Министерства образования <данные изъяты> № 2 от 27.02.2013 г. был утвержден Примерный административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории муниципального образования <данные изъяты>", в котором указано, что заявителем при предоставлении муниципальной услуги может являться гражданин, являющийся родителем (законным представителем) ребенка, нуждающегося в зачислении в образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детский сад) и имеющий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в муниципальном образовании <данные изъяты>. В пункте "Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги" обозначена необходимость предоставления документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в муниципальном образовании <данные изъяты>. Данный регламент был разослан Министерством образования <данные изъяты> во все муниципальные образования области. В связи с этим, Комитетом по образованию на основе <данные изъяты> регламента был составлен Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)", который был согласован с прокуратурой <данные изъяты> до утверждения главой городского округа 09.09.2013 г. Регламент издан на основании постановления <данные изъяты> от 29.12.2012 № 1612/48 "О мерах по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в <данные изъяты>". Согласно п. 1 постановления, при постановке детей в очередь предусматривается наличие постоянной или временной регистрации в муниципальном образовании. Данным постановлением в целях реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного дошкольного образования, упорядочения ведения учета детей, нуждающихся в предоставлении мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в <данные изъяты>, недопущения искажения данных о состоянии очереди и предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях одновременно в нескольких муниципальных образованиях <данные изъяты>, а также в других субъектах Российской Федерации создана и функционирует на территории <данные изъяты> Единая информационная система "Зачисление в ДОУ", которая разработана Министерством государственного управления, информационных технологий и связи <данные изъяты>. Работа комитета по образованию администрации городского округа Железнодорожный по постановке детей на учет и зачислению их в МДОУ полностью ведется в данной системе. Данная электронная программа при постановке в очередь на получение места в дошкольном учреждении подразумевает наличие регистрации гражданина по месту проживания или пребывания в <данные изъяты>. К полномочиям администрации городского округа не входит внесение изменений в данную программу или изменение ее критериев. В <данные изъяты> права на образование не лишен ни один ребенок. Функционирует система дополнительного образования, действуют группы кратковременного пребывания на базе муниципальных ДОУ, в которые зачисляются все дети, независимо от наличия регистрации по месту жительства или пребывания в <данные изъяты>. В МДОУ полного дня (12-ти часового пребывания) предоставляются услуги по присмотру и уходу. Бюджет <данные изъяты> не в состоянии запланировать средства на граждан, не зарегистрированных на территории города и проживающих нелегально, для обеспечения услугой по присмотру и уходу. На основании федерального законодательства все граждане, прибывшие на территорию муниципального образования, обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться по месту пребывания на соответствующей территории. Регистрация гражданина по месту пребывания или жительства происходит при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение. Предъявление указанных документов подтверждает добросовестность использования гражданином своих прав и обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном выбранном им жилом помещении, и выступает как мера защиты прав граждан, проживающих в этом жилище.
По мнению представителя административный регламент, утвержденный администрацией города, не противоречит нормативно-правовым актам Российской Федерации, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от 07 ноября 2014 года в удовлетворении требований, заявленных прокурором, отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит об отмене решения суда.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшей, что решение суда подлежит отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 5 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии со ст. 67 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" правила приема на обучение, по основным общеобразовательным программам, должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Как видно из материалов дела распоряжением Министерства образования <данные изъяты> № 2 от 27 февраля 2013 года был утвержден Примерный административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории муниципального образования <данные изъяты>".
Постановлением администрации <данные изъяты> от 09 сентября 2013 года № 2447 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории городского округа Железнодорожный".
В соответствии с п. 1.3 Регламента - потребителем муниципальной услуги является гражданин Российской Федерации, являющийся родителем (законным представителем) ребенка от двух до семи лет, нуждающегося в зачислении в образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детский сад), и имеющий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в городском округе <данные изъяты>.
Согласно подпунктам 2 и 4 п. 2.7 Регламента - необходимыми документами для предоставления указанной муниципальной услуги, в том числе, являются паспорт гражданина Российской Федерации одного из родителей (законных представителей) ребенка с регистрацией в городском округе <данные изъяты>; документ, подтверждающий регистрацию Заявителя (законного представителя) по месту жительства в городском округе <данные изъяты> или документ, подтверждающий регистрацию по месту пребывания в городском округе <данные изъяты>, и место фактического проживания в городском округе <данные изъяты> в случае несовпадения адреса регистрации и фактического места проживания.
Разрешая спор, суд первой инстанции суд пришел к выводу о том, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только правом, но и обязанностью. Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Регистрация, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Соответственно отсутствие регистрации в г.о. Железнодорожный у лиц, проживающих в городе, незаконно ограничивает конституционное право на общедоступность образования.
Кроме того, суд пришел к выводу, что факт регистрации гражданина по месту проживания (пребывания) в г.о. Железнодорожный лишь подтверждает проживание (пребывание) данного гражданина по определенному месту жительства в г.о. Железнодорожный, соответственно не лишает и не порождает у данного гражданина каких-либо прав, в том числе и права на образование.
Вместе с тем, в соответствии с оспариваемым Административным регламентом отсутствие регистрации в г.о. Железнодорожный лишает граждан права на образование.
Исходя из п. 1.3 Административного регламента следует, что потребителем муниципальной услуги является гражданин Российской Федерации, являющийся родителем (законным представителем) ребенка от двух до семи лет, нуждающегося в зачислении в образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детский сад), и имеющий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в городском округе <данные изъяты>.
Согласно подпунктам 2 и 4 п. 2.7 Административного регламента необходимыми документами для предоставления указанной муниципальной услуги являются: паспорт гражданина Российской Федерации одного из родителей (законных представителей) ребенка с регистрацией в городском округе <данные изъяты>; документ, подтверждающий регистрацию Заявителя (законного представителя) по месту жительства в городском округе <данные изъяты> или документ, подтверждающий регистрацию по месту пребывания в городском округе <данные изъяты>, и место фактического проживания в городском округе <данные изъяты> в случае несовпадения адреса регистрации и фактического места проживания.
Не предоставление данных документов влечет отказ в предоставлении муниципальной услуги.
Соответственно граждане, не зарегистрированные, но фактически проживающие в г.о. Железнодорожный незаконно ограничены в конституционном праве на общедоступность образования, которое нарушается путем установления обязательного, не предусмотренного законодательством, основания для приема в образовательную организацию.
Оспариваемые прокурором пункты Административного регламента противоречат пп. "а", пп. "б" п. 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 апреля 2014 года № 293, в соответствии с которыми: родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в образовательную организацию дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания; родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка. Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В независимости от даты принятия Административного регламента, он не может противоречить приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293, имеющим большую юридическую силу. Соответственно п. 1.3, подпункты 2 и 4 п. 2.7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории городского округа Железнодорожный" подлежат признанию недействующими.
Поэтому решение суда подлежит отмене по изложенным выше основаниям.
Судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение, которым требования, заявленные прокурором удовлетворить, признать недействующими п. 1.3, подпункты 2 и 4 п. 2.7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории городского округа Железнодорожный", утвержденного постановлением администрации городского округа <данные изъяты> от 09 сентября 2013 года № 2447.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного городского суда <данные изъяты> от 07 ноября 2014 года отменить, постановить по делу новое решение, которым требования, заявленные прокурором удовлетворить, признать недействующим со дня принятия п. 1.3, подпункты 2 и 4 п. 2.7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), расположенные на территории городского округа Железнодорожный", утвержденного постановлением администрации городского округа <данные изъяты> от 09 сентября 2013 года № 2447.

Председательствующий

Судьи


------------------------------------------------------------------