Типы документов

Реклама

Партнеры


Апелляционное Определение Мособлсуда от 16.02.2015 по делу N 33-3372/2015 <Об оставлении без изменения решения Шатурского городского суда МО от 08.12.2014, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим в части пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Радовицкое Шатурского муниципального района МО от 15.07.2008 N 3 "О налоге на имущество физических лиц" >



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. по делу № 33-3372/2015

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Вороновой М.Н.,
при секретаре П.Е.М.
с участием прокурора Прошиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 февраля 2015 г. апелляционную жалобу Б.Л.А. на решение Шатурского городского суда Московской области от 08 декабря 2014 г. по делу по заявлению Б.Л.А. о признании недействующим в части пункта 2 решения Совета депутатов сельского поселения Радовицкое Шатурского муниципального района Московской области от 15 июля 2008 г. № 3 "О налоге на имущество физических лиц",
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя Б.Л.А. - Б.Г.С.,
заключение прокурора Прошиной И.А.,

установила:

Пунктом 2 решения Совета депутатов г.п. Радовицкое Шатурского муниципального района Московской области от 15 июля 2008 г. № 3 "О налоге на имущество физических лиц" (в редакции решения от 22 ноября 2013 г. № 3/33) предусмотрено, в частности, что налоговые ставки установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, и типа использования объектов налогообложения.
В частности, для объектов, которые относятся к жилым строениям, помещениям и сооружениям и у которых суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор, превышает 500 000 руб., ставка налога составляет 1,5 процента, а для объектов, не относящихся к жилым строениям, помещениям и сооружениям и у которых суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор, превышает 500 000 руб., - 2%.
Решение Совета депутатов г.п. Радовицкое Шатурского муниципального района Московской области от 22 ноября 2013 г. № 3/33, которым изменена редакция оспариваемой нормы, опубликовано в газете "Ленинская Шатура", № 47, 28 ноября 2013 г.
Б.Л.А. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 решения Совета депутатов г.п. Радовицкое Шатурского муниципального района Московской области от 15 июля 2008 г. № 3 "О налоге на имущество физических лиц" (в редакции решения от 22 ноября 2013 г. № 3/33) в части установления ставок налога для физических лиц на объекты, у которых суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор, превышает 500 000 руб.
В обоснование заявления Б.Л.А. указала, что данной нормой нарушаются ее права и свободы как налогоплательщика, а также что принятое решение противоречит статьям 1, 2, 3, 6 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку ставки налогов введены без учета экономических оснований и фактической способности их уплатить.
В судебное заседание в суде первой инстанции заявитель Б.Л.А. не явилась, была извещена надлежащим образом. Ее представитель по доверенности Б.Г.С. заявленные требования поддержал.
Представитель Совета депутатов с.п. Радовицкое Шатурского муниципального района по доверенности Ч.О.Е. не признал требования Б.Л.А.
Прокурор полагал возможным отказать в удовлетворении заявления Б.Л.А.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 08 декабря 2014 г. в удовлетворения заявления Б.Л.А. отказано.
В апелляционной жалобе Б.Л.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
В судебное заседание Б.Л.А. не явилась, была извещена. Ее представитель по доверенности Б.Г.С. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Совет депутатов с.п. Радовицкое Шатурского муниципального района был извещен, своего представителя в судебное заседание не направил.
На основании статьи 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о судебном заседании надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Б.Л.А. - Б.Г.С., заключение прокурора Прошиной И.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (подпункт 2 статьи 15 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 12 НК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемой редакции нормы правового акта) местными налогами признаются налоги, которые установлены данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено данным пунктом и пунктом 7 данной статьи.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Налог на имущество физических лиц устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи. Налог на имущество физических лиц вводится в действие и прекращает действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются данным Кодексом.
Представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В соответствии со статьей 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения - объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Положениями пункта 2 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (часть 10 статьи 35 указанного Федерального закона).
Судом установлено и из материалов дела следует, что пунктом 2 решения Совета депутатов с.п. Радовицкое Шатурского муниципального района Московской области от 15 июля 2008 г. № 3 "О налоге на имущество физических лиц" (в редакции решения от 22 ноября 2013 г. № 3/33) установлены ставки налога на строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности физических лиц. Размер ставок зависит от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, и типа использования объектов налогообложения.
В частности, для объектов, которые относятся к жилым строениям, помещениям и сооружениям и у которых суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор, превышает 500 000 руб., ставка налога составляет 1,5 процента; а для объектов, не относящихся к жилым строениям, помещениям и сооружениям и у которых суммарная инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор, превышает 500 000 руб., - 2%.
Решение Совета депутатов г.п. Радовицкое Шатурского муниципального района Московской области от 22 ноября 2013 г. № 3/33, которым изменена редакция оспариваемой нормы, опубликовано в газете "Ленинская Шатура", № 47, 28 ноября 2013 г.
Согласно пункту 2 этого решения оно вступает в силу с 01 января 2014 г., но не ранее одного месяца со дня официального опубликования, что соответствует положениям абзаца третьего пункта 1 статьи 5 НК РФ о том, что нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Плательщики налога на имущество физических лиц, объекты налогообложения; пределы установления ставок налога, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога определены в Законе Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. № 2002-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Пунктом 1 статьи 3 указанного Закона предусмотрено, что ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой НК РФ. В указанной норме определено, что представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения.
В самом вышеназванном Законе объекты налогообложения поделены на три группы в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор: до 300000 руб. (включительно), от 300000 руб. до 500000 руб. (включительно), свыше 500000 руб.
При этом, в частности, ставка налога при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, превышающей 500 000 руб. может находиться в пределах свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно).
Таким образом, установленная решением Совета депутатов г.п. Радовицкое Шатурского муниципального района Московской области от 22 ноября 2013 г. № 3/33 ставка налога на имущество физических лиц, у которого суммарная инвентаризационной стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор, превышает 500 000 руб. (в размере 1,5% для жилых строений, помещений сооружений и 2% для иных объектов налогообложения) не превышает установленные пределы. Возможность дифференцирования ставки в зависимости от типа использования объекта прямо следует из положений пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному вывод о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, порядок введения его в действие соблюден, а содержание оспариваемой нормы соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия находит законным и обоснованным решение суда первой инстанции, которым отказано в удовлетворении заявленных Б.Л.А. требований о признании недействующим в части пункта 2 решения Совета депутатов г.п. Радовицкое Шатурского муниципального района Московской области от 15 июля 2008 г. № 3 "О налоге на имущество физических лиц". Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

на решение Шатурского городского суда Московской области от 08 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


------------------------------------------------------------------