Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Мособлдумы от 05.02.2015 N 19/114-П "Об Отчете о деятельности Комитета по вопросам образования и культуры за 2014 год"



МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2015 г. № 19/114-П

ОБ ОТЧЕТЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ
И КУЛЬТУРЫ ЗА 2014 ГОД

Рассмотрев Отчет о деятельности Комитета по вопросам образования и культуры за 2014 год, в соответствии с пунктом 14 раздела III Положения о комитетах Московской областной Думы, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 23.04.2009 № 12/77-П, Московская областная Дума постановила:
Принять к сведению Отчет о деятельности Комитета по вопросам образования и культуры за 2014 год. (Приложение.)

Председатель
Московской областной Думы
И.Ю. Брынцалов





Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 5 февраля 2015 г. № 19/114-П

ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ
И КУЛЬТУРЫ ЗА 2014 ГОД

Комитет по вопросам образования и культуры Московской областной Думы (далее - Комитет) образован в соответствии с постановлением Московской областной Думы от 22.12.2011 № 2/2-П "О структуре Московской областной Думы".
В 2014 году в составе Комитета работали:
Лазутина Лариса Евгеньевна - председатель Комитета, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
Захарова Марина Борисовна - заместитель председателя Комитета, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (до 03.02.2014);
Баранов Александр Николаевич - член Комитета, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (с 17.09.2014);
Мазуров Алексей Борисович - член Комитета, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
Ордынская Татьяна Адимирикановна - член Комитета, член фракции КПРФ.
Обеспечение деятельности Комитета осуществлял аппарат Комитета, состоящий из его руководителя и четырех консультантов.
Основные функции, структура, порядок работы Комитета, права и обязанности членов Комитета и работников аппарата Комитета определены Положением о Комитете, утвержденным постановлением Московской областной Думы от 02.02.2012 № 20/5-П.
В 2014 году Комитет работал, совершенствуя нормативную правовую базу по следующим вопросам:
правовое регулирование отношений в сфере образования;
совершенствование системы мер социальной поддержки обучающихся и работников образовательных организаций в Московской области, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
правовое регулирование отношений в сфере культуры.
В 2014 году по предметам ведения Комитета Московской областной Думой были приняты 15 законов Московской области, из них 2 были разработаны Комитетом:
1) Закон Московской области № 29/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2014 году".
Законом были уточнены порядок расчета нормативов расходов стандартной стоимости педагогической услуги с учетом увеличения размера должностного оклада педагогических работников на 100 рублей и величина нормативов финансового обеспечения муниципальных дошкольных образовательных организаций в Московской области в части расходов на оплату труда с учетом изменения ставки заработной платы (должностного оклада), применяемой для расчета нормативов, включая ежемесячную денежную компенсацию педагогическим работникам на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 рублей;
2) Закон Московской области № 51/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об образовании" и о признании утратившими силу некоторых законов Московской области по вопросам стипендиального обеспечения обучающихся".
Законом в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Закона Московской области № 94/2013-ОЗ "Об образовании" были установлены виды стипендий обучающимся государственных образовательных организаций Московской области и категории получателей таких стипендий. Законом было определено, что порядок назначения стипендий устанавливается Правительством Московской области и размеры стипендии не могут быть меньше нормативов, устанавливаемых Правительством Московской области. Было также уточнено осуществление выплат государственных стипендий лицам, принятым в докторантуру до 1 января 2014 года, за счет бюджета Московской области до истечения срока их подготовки, но не позднее 1 января 2018 года.
Законом была уточнена ежемесячная выплата молодым специалистам - работникам государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных образовательных организаций в Московской области, которая производится в течение трех лет после окончания ими профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования;
3) Закон Московской области № 59/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области".
Закон, разработанный Комитетом, дополнил перечень мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия положением об ограничении или запрещении движения транспортных средств на территориях и в зонах охраны объектов культурного наследия в Московской области.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ограничение или запрещение движения транспортных средств на территории и в зонах охраны объекта культурного наследия может устанавливаться в случае нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Данным Законом Правительство Московской области было наделено полномочиями по принятию решений об ограничении или запрещении движения транспортных средств на территориях и в зонах охраны объектов культурного наследия. Кроме этого, Закон определил порядок принятия данного решения;
4) Закон Московской области № 71/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей".
Закон привел Закон Московской области № 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Московской области № 94/2013-ОЗ "Об образовании";
5) Закон Московской области № 90/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О компенсации расходов на проезд к месту учебы и обратно отдельным категориям обучающихся".
Законом, разработанным в целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", были внесены изменения в наименования образовательных организаций и образовательных программ, содержащиеся в Законе Московской области № 7/2005-ОЗ "О компенсации расходов на проезд к месту учебы и обратно отдельным категориям обучающихся". Законом также были уточнены категории обучающихся, которым предоставляется компенсация расходов на проезд;
6) Закон Московской области № 91/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования".
Закон, разработанный в целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", внес изменения в Закон Московской области № 147/2013-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования" в части наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельным государственным полномочием Московской области в сфере образования, а именно на оплату расходов, связанных с компенсацией проезда к месту учебы и обратно отдельным категориям обучающихся по очной форме обучения муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области. Также была уточнена формула расчета субвенции на оплату расходов, связанных с компенсацией проезда к месту учебы и обратно отдельным категориям обучающихся по очной форме обучения муниципальных образовательных организаций в Московской области;
7) Закон Московской области № 92/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2014 году".
Закон был разработан в целях увеличения нормативов расходов стандартной стоимости педагогической услуги в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области в связи с повышением заработной платы работников муниципальных образовательных организаций с 1 мая 2014 года на 6 процентов. Законом была также уточнена методика расчета коэффициента, учитывающего оптимизацию расходов за счет сокращения неэффективных расходов, с целью выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
8) Закон Московской области № 93/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2014 году".
Закон уточнил величину нормативов финансового обеспечения муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области в части расходов на оплату труда с учетом увеличения ставки заработной платы (должностного оклада), применяемой для расчета нормативов, с 1 мая 2014 года на 6 процентов. Также была уточнена методика расчета коэффициента, учитывающего оптимизацию расходов за счет сокращения неэффективных расходов, с целью выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
9) Закон Московской области № 94/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О патронате".
Закон был разработан в целях приведения терминологии, используемой в Законе Московской области № 77/2003-ОЗ "О патронате", в соответствие с терминологией, используемой в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Законе Московской области № 94/2013-ОЗ "Об образовании". В частности, данным Законом было приведено в соответствие с действующим законодательством наименование типов образовательных организаций, наименование организаций для детей-сирот;
10) Закон Московской области № 102/2014-ОЗ "О признании утратившим силу решения малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 07.07.1993 № 10/52 "О разграничении компетенции Московского областного Совета народных депутатов и Администрации Московской области в сфере управления образованием".
Закон, разработанный Комитетом, признал утратившим силу решение малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 07.07.1993 № 10/52 "О разграничении компетенции Московского областного Совета народных депутатов и Администрации Московской области в сфере управления образованием", которым были установлены правовые нормы по предмету ведения Комитета и которое было снято с контроля решением Московской областной Думы от 08.06.2005 № 13/142;
11) Закон Московской области № 132/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования".
Закон уточнил методику распределения субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в Московской области и общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области в части применения коэффициента, учитывающего проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности образования, равного 2/3.
Финансовое обеспечение расходов на повышение заработной платы работников частных дошкольных и общеобразовательных организаций с 1 мая 2014 года на 6 процентов было предусмотрено Законом Московской области № 152/2013-ОЗ "О бюджете Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и государственной программой Московской области "Образование Подмосковья" на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 657/36;
12) Закон Московской области № 134/2014-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области".
Закон уточнил порядок разработки зон охраны объектов культурного наследия и устранил избыточное нормативное регулирование Законом Московской области № 26/2005-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области" правоотношений, которые уже были урегулированы федеральным законодательством;
13) Закон Московской области № 156/2014-ОЗ "О финансовом обеспечении реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2015 году".
Закон был разработан в целях финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области посредством предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области и установил на 2015 год:
порядок расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области;
нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в части финансового обеспечения расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг);
методику распределения субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Расходы по финансовому обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), были рассчитаны в объеме 26 млрд 591 млн 563 тыс. рублей, исходя из прогнозируемой среднегодовой численности воспитанников в количестве 321610 детей, утвержденной приказом министра образования Московской области от 16.05.2014 № 2322;
14) Закон Московской области № 157/2014-ОЗ "О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2015 году".
Закон был разработан в целях финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области посредством предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области и установил на 2015 год:
порядок расчета нормативов финансового обеспечения реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области;
нормативы финансового обеспечения реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в части финансового обеспечения расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг);
методику распределения субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных услуг).
Расходы субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), были рассчитаны в объеме 47 млрд 578 млн 16 тыс. рублей, исходя из количества обучающихся - 687072 человека, утвержденного приказом министра образования Московской области от 16.05.2014 № 2322;
15) Закон Московской области № 201/2014-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере образования и в сфере полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Закон был разработан в целях приведения законодательных актов Московской области в соответствие с действующим федеральным законодательством и законодательством Московской области в части уточнения полномочий Министерства образования Московской области, в том числе по установлению максимального размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся государственных образовательных организаций Московской области, функции учредителя которых от имени Московской области осуществляет Министерство образования Московской области. Также в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 262-ФЗ "О внесении изменений в статьи 81 и 86 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" детям некоторых категорий сотрудников органов внутренних дел, а также граждан, которые уволены со службы в органах внутренних дел, было установлено преимущественное право приема в общеобразовательные организации, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.
Данным Законом был уточнен размер государственной социальной стипендии, выплачиваемой обучающимся в государственных профессиональных образовательных организациях Московской области и организациях высшего образования Московской области, а также в муниципальных и частных образовательных организациях высшего образования в Московской области, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2014 году в Комитете проводилась работа над проектами нормативных правовых актов, связанных с уточнением бюджета Московской области на 2014 год. Комитетом были внесены замечания к проекту закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в части уточнения бюджетных ассигнований по предоставлению бюджетам муниципальных образований Московской области субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в Московской области.
По итогам мониторинга практики применения Закона Московской области № 26/2005-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области", проведенного в 2012 году по инициативе Комитета в целях комплексного изучения правового регулирования общественных отношений в сфере популяризации объектов культурного наследия и обеспечения прав граждан на доступ к культурным ценностям, Комитетом была разработана законодательная инициатива Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части дополнения перечня вопросов местного значения муниципального района полномочиями по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия. В настоящее время данная законодательная инициатива проходит правовую экспертизу.
Комитетом были подготовлены к рассмотрению и приняты Московской областной Думой:
постановление Московской областной Думы от 30.01.2014 № 9/76-П "Об Отчете о деятельности Комитета по вопросам образования и культуры за 2013 год";
постановление Московской областной Думы от 06.02.2014 № 16/77-П "О признании утратившим силу решения малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 19.02.1992 № 12/3 "О порядке содержания детских дошкольных учреждений в сложившейся критической ситуации";
постановление Московской областной Думы от 18.12.2014 № 56/110-П "О внесении изменений в Положение о Комитете по вопросам образования и культуры".
За отчетный период по предмету ведения Комитета по 61 проекту федеральных законов были подготовлены заключения и соответствующие проекты постановлений Московской областной Думы о согласовании.
Комитет принимал участие в подготовке замечаний и предложений, поправок к 52 проектам нормативных правовых актов, поступившим от Губернатора Московской области, от фракций в Московской областной Думе и комитетов Московской областной Думы.
Комитетом за отчетный период были рассмотрены 15 обращений, поступивших из субъектов Российской Федерации.
Были также рассмотрены и даны ответы на 45 обращений граждан, предприятий и общественных организаций Московской области.
Комитетом были подготовлены и направлены в структурные подразделения аппарата Московской областной Думы 186 документов.
В 2014 году были проведены 38 заседаний Комитета, из них 16 расширенных и 5 выездных. На заседаниях Комитета было рассмотрено 234 вопроса.
25 марта 2014 года на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области "Красногорский государственный колледж" состоялось выездное заседание Комитета на тему "Формирование многофункциональных центров прикладных квалификаций в Московской области". В заседании приняли участие депутаты Московской областной Думы, представители Министерства образования Московской области, представители администрации и педагогического коллектива колледжа и работники аппарата Комитета. Перед заседанием его участники посетили Межрегиональный отраслевой ресурсный центр подготовки кадров в области наноиндустрии, ознакомились с учебно-материальной базой колледжа. Депутаты Московской областной Думы высоко оценили техническую оснащенность лабораторий и аудиторий. В ходе заседания представитель Министерства образования Московской области рассказал о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций в Московской области. Директор колледжа Демин В.М. выступил с докладом о создании базового центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, в котором будут проходить обучение и переподготовку от 1,5 до 2 тыс. человек. Приоритетом деятельности центра станет подготовка высококвалифицированных кадров для работы в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики Московской области. В своем выступлении директор колледжа затронул и проблемные вопросы, прежде всего - это педагогические кадры для подобных центров, педагоги специальных дисциплин, опытные производственники, которых необходимо закрепить в данных центрах, заинтересовав различными стимулами, в том числе материальными. Также было сказано о необходимости преференций для социальных партнеров колледжей и техникумов.
При подведении итогов выездного заседания председатель Комитета Лазутина Л.Е. отметила необходимость обсуждения проблемных вопросов по развитию среднего профессионального образования на расширенных заседаниях Комитета с участием всех заинтересованных сторон.
28 мая 2014 года в городе Королеве на базе Автономной образовательной организации "Гимназия "Российская школа" состоялось выездное заседание Комитета на тему "Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья". В работе заседания приняли участие депутаты Московской областной Думы, представители органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, педагогические работники образовательных организаций. Участники заседания обсудили основные проблемы обучения детей с ограниченными возможностями, пути их решения, а также текущую ситуацию и ближайшие перспективы развития образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги гимназии поделились своим опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, рассказали о "расширении" границ "ограниченных возможностей" таких детей, о том, как поддержать их веру в себя и стать полноценными членами современного общества.
При подведении итогов выездного заседания было принято решение о рассмотрении проблемных вопросов в данной сфере на расширенном заседании Комитета.
15 октября 2014 года было проведено выездное заседание Комитета на тему "Деятельность служб сопровождения замещающих семей в Московской области", которое проходило в рамках однодневного межрегионального форума для специалистов в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей на базе образовательного частного учреждения "Школа-интернат "Абсолют" для детей с ограниченными возможностями здоровья из малообеспеченных семей, приемных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.
В мероприятии приняли участие представители Министерства образования Московской области, Министерства образования и науки Российской Федерации, Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Андреева В.Ю., генеральный директор Благотворительного фонда "Абсолют-Помощь" Крюков Г.В., сопредседатель экспертного совета Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, доктор психологических наук Семья Г.В.
При подведении итогов мероприятия была отмечена необходимость внесения изменений в федеральное законодательство по вопросам организации работы служб сопровождения замещающих семей.
11 декабря 2014 года в городе Истре в Музейно-выставочном комплексе Московской области "Новый Иерусалим" было проведено выездное заседание Комитета совместно с Министерством культуры Московской области. В мероприятии приняли участие министр культуры Московской области Рожнов О.А., заместители министра культуры Московской области.
На выездном заседании Комитета были рассмотрены следующие вопросы:
деятельность государственных музеев Московской области в области популяризации историко-культурного наследия Подмосковья;
перераспределение полномочий органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений в сфере культуры в рамках муниципальной реформы.
Участники заседания рассмотрели предложение Министерства культуры Московской области о внесении изменений в Закон Московской области № 26/2005-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области" в части установления дней исторического и культурного наследия Московской области. Учреждение памятных дней исторического и культурного наследия Московской области будет способствовать популяризации объектов культурного наследия, формированию у граждан активной гражданской позиции в отношении охраны и сохранения объектов культурного наследия, популяризации истории и культуры Подмосковья.
Комитет поддержал данную инициативу и принял решение подготовить соответствующий законопроект и внести на рассмотрение Московской областной Думы.
Комитет также заслушал информацию о планируемом перераспределении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере культуры, в частности, по вопросам организации библиотечного обслуживания населения в сельских поселениях.
22 декабря 2014 года в городе Коломне на базе государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт" (далее - МГОСГИ) состоялось выездное заседание Комитета на тему "Роль подготовки педагогических кадров в процессе модернизации образовательной системы Московской области".
В заседании приняли участие депутаты Московской областной Думы, представители администраций и педагогических коллективов МГОСГИ и государственного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный областной гуманитарный институт" (далее - МГОГИ).
С докладом о работе Ресурсного Центра педагогического образования МГОГИ выступила руководитель центра Бухаренкова О.Ю.
Ректор МГОСГИ, депутат Московской областной Думы Мазуров А.Б. в своем докладе остановился на основных проблемах развития педагогического образования на современном этапе, таких как проблема "двойного негативного отбора", слабая мотивация талантливой молодежи для выбора профессии педагога, необходимость изменения системы отбора на педагогические факультеты (не только баллы единого государственного экзамена, но и обязательное собеседование с абитуриентом, учет опыта работы абитуриента с детьми), проблема набора студентов на заочное отделение вследствие изменения федерального законодательства и др. В то же время Мазуров А.Б. рассказал о решении данных проблем в МГОСГИ, поделился положительным опытом института в деле подготовки педагогических кадров для Московской области.
Проректор по учебно-методической работе МГОГИ Морова О.В. рассказала об инновационных ресурсах развития дошкольного образования в Московской области. Член Комитета Ордынская Т.А. предложила рассмотреть возможность при открытии отдельных новых детских садов формировать их педагогические коллективы только из молодых специалистов.
При подведении итогов заседания председатель Комитета Лазутина Л.Е. отметила необходимость проведения выездного заседания в следующем 2015 году по проблемным вопросам, в том числе по взаимодействию областных вузов с муниципальными органами управления образованием по вопросу трудоустройства выпускников этих вузов, обучавшихся по целевому приему.
18 февраля 2014 года Комитет принял участие во встрече депутатов и работников аппарата Московской областной Думы со студентами юридического факультета Российского университета дружбы народов.
26 февраля 2014 года в Московской областной Думе состоялось торжественное мероприятие по подведению итогов регионального этапа областного конкурса на "Лучший публичный доклад" за 2012/2013 учебный год среди органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, и муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, на котором победители были награждены дипломами Московской областной Думы и ценными подарками. Данное мероприятие было подготовлено и проведено Комитетом совместно с Министерством образования Московской области.
21 марта 2014 года Комитет совместно с Избирательной комиссией Московской области и Министерством образования Московской области подготовил и провел в Московской областной Думе финальный этап областной олимпиады старшеклассников общеобразовательных учреждений по избирательному законодательству в 2013/2014 учебном году.
26 июня 2014 года в Московской областной Думе Комитетом был проведен круглый стол на тему "О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение". В работе круглого стола приняли участие представители Министерства образования Московской области, Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Андреева В.Ю., представители прокуратуры Московской области и Московского областного суда, представители муниципальных образований Московской области: Дмитровского, Люберецкого, Одинцовского, Ступинского муниципальных районов.
Несмотря на то, что в Московской области делается очень многое для обеспечения детей, оставшихся без родительского попечения, жилыми помещениями, проблем остается немало. Во многом это связано с тем, что ряд норм федерального законодательства противоречат друг другу, в законодательстве имеются правовые пробелы, которые иногда не позволяют решать проблемы по обеспечению жилищных прав детей, нуждающихся в особом внимании государства и общества. Всем участникам круглого стола было предложено высказаться по теме, а также о том, в каких изменениях нуждается законодательство, регламентирующее вопросы предоставления жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей.
Начальник Управления контроля и координации деятельности территориальных структурных подразделений по опеке и попечительству и учреждений образования по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерства образования Московской области Марченко В.П. рассказала о большой работе, позволившей в 2013 году обеспечить жильем 98 процентов граждан указанной категории. Министерство образования Московской области подготовило также предложения по изменению федерального законодательства, которые позволят существенно улучшить положение дел по данному вопросу.
Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Андреева В.Ю. и прокурор отдела по исполнению законодательства о несовершеннолетних прокуратуры Московской области Здобнов Е.А. рассказали об обращениях граждан и проблемах по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В выступлениях представителей муниципальных образований Московской области отмечалось, что в связи с изменениями в федеральном законодательстве с 1 января 2013 года, а также с местом расположения Московской области в Российской Федерации значительно увеличилось количество детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа - получателей жилья за счет бюджета Московской области. Отмечалось, что большой проблемой для местных администраций муниципальных образований Московской области стал подбор необходимых квартир, которые удовлетворяли бы требованиям законодательства Московской области по метражу и стоимости. Отмечалось также, что до сих пор законодательно не определены источники финансирования сохранности закрепленного жилья, не установлен срок, до которого эта сохранность должна обеспечиваться, отсутствует механизм списания задолженностей за жилое помещение за тот период, пока ребенок находится в детском доме или в замещающей семье.
Подведя итоги круглого стола, председатель Комитета Лазутина Л.Е. отметила актуальность рассмотренных проблем и предложила всем участникам мероприятия направлять в Комитет свои предложения для того, чтобы Комитет смог проанализировать их и подготовить соответствующую законодательную инициативу в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
По итогам круглого стола Комитетом была подготовлена законодательная инициатива "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части определения понятия "место жительства" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данная законодательная инициатива в настоящее время находится на заключении в Министерстве образования Московской области.
20 октября 2014 года Комитет совместно с Комитетом Государственной Думы по образованию провел в Московской областной Думе круглый стол на тему "Расширение возможностей предоставления дополнительного образования детей, финансирование дополнительного образования детей из различных источников". В работе круглого стола приняли участие представители 38 субъектов Российской Федерации, в том числе депутаты и работники аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти 14 субъектов Российской Федерации. С докладом по теме "Расширение возможностей предоставления дополнительного образования для детей, финансирования дополнительного образования детей из различных источников" выступила Мануйлова И.В., заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию. Она рассказала о существенных особенностях дополнительного образования, об участии в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами. В ходе презентации было уделено внимание вопросам финансирования дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, которое возможно из местного бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
В рамках круглого стола были озвучены и другие не менее важные вопросы, которые регионам предстоит решать. Среди них: экономические механизмы развития дополнительного образования детей, подростков и молодежи, формы взаимодействия учреждений дополнительного образования и общеобразовательных организаций.
При подведении итогов работы круглого стола председатель Комитета Лазутина Л.Е. отметила, что по обозначенным проблемам предстоит совместная серьезная работа, что основная ответственность по обеспечению доступного качественного дополнительного образования лежит на региональном и муниципальном уровнях.
По итогам работы круглого стола председатель Комитета Государственной Думы по образованию Никонов В.А. направил в адрес Председателя Московской областной Думы Брынцалова И.Ю. обращение с просьбой отметить работу Комитета при проведении указанного мероприятия.
За отчетный период Комитетом проводился анализ реализации государственной программы Московской области "Образование Подмосковья" на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 657/36, и государственной программы Московской области "Культура Подмосковья", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 № 654/33, с подготовкой соответствующих справок. На расширенных заседаниях Комитета с участием представителей Министерства образования Московской области и Министерства культуры Московской области рассматривался вопрос о ходе реализации данных программ.
Комитетом были подготовлены материалы для проведения депутатами Московской областной Думы открытых уроков в связи с заключенным Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В 2014 году Комитетом была подготовлена следующая информация:
информация о ходе выполнения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Московской области в части обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;
информация для заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям в части реализации культурной политики в Московской области;
информация о ходе выполнения указов Президента Российской Федерации и поручений Правительства Российской Федерации в сфере реализации по предметам ведения Комитета;
информация о реализации в Московской области плана мероприятий по ликвидации очередности в детские дошкольные образовательные организации;
информация по развитию законодательства Московской области о культуре;
информация по проведению профилактической работы в образовательных организациях Московской области по противодействию наркомании.
Комитет подготовил предложения по проблемам, перечисленным в докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2013 году.
В Комитете стало традицией проведение регулярных встреч членов Комитета с учащимися муниципальных общеобразовательных организаций, студентами образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования Московской области, во время которых учащиеся и студенты знакомятся с деятельностью Комитета и деятельностью Московской областной Думы в целом.
В 2014 году Комитетом были проведены парламентские уроки:
5 февраля 2014 года для учащихся Селятинской средней общеобразовательной школы № 1 Наро-Фоминского муниципального района Московской области;
19 февраля 2014 года для учащихся Одинцовского лицея № 2 Одинцовского муниципального района Московской области;
26 февраля 2014 года для учащихся Одинцовской гимназии № 4 Одинцовского муниципального района Московской области и для учащихся лицея № 4 городского округа Коломна Московской области;
16 апреля 2014 года для учащихся муниципального образовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 6 им. А.Ю. Малинина" городского округа Рошаль Московской области;
3 декабря 2013 года для учащихся и преподавателей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 1" городского округа Химки Московской области.
18 декабря 2014 года в Комитете состоялась встреча членов Комитета с учителями обществоведения общеобразовательных организаций Клинского муниципального района.
В 2014 году в своей работе члены Комитета и работники аппарата Комитета активно взаимодействовали с руководителями и работниками Министерства образования Московской области, Министерства культуры Московской области, иных исполнительных органов государственной власти Московской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также с представителями общественных организаций.
В 2014 году члены Комитета приняли активное участие в проведении выездных семинаров-совещаний для глав и депутатов советов депутатов ряда муниципальных районов Московской области, городских и сельских поселений, входящих в их состав, на тему "О некоторых вопросах организации деятельности Совета депутатов муниципального образования Московской области".
В течение года Комитет регулярно проводил анализ выступлений представителей органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в рамках "Часа муниципалитета Московской области", подготавливая ответы на вопросы по направлениям своей деятельности.
Постоянной практикой в работе Комитета стало участие в проведении коллегий, крупных тематических совещаний, конференций, круглых столов, семинаров, проводимых профильными министерствами по предметам ведения Комитета.
30 сентября 2014 года председатель Комитета Лазутина Л.Е. приняла участие в семинаре-совещании на тему "Соблюдение прав участников образовательного процесса в каждой образовательной организации как основа повышения качества образовательных услуг", на котором были рассмотрены вопросы по предотвращению нарушений прав участников образовательного процесса, по взаимодействию образовательных организаций Московской области с государственными и муниципальными органами в области защиты прав несовершеннолетних. В целях совершенствования деятельности уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса муниципальных образовательных организаций была рассмотрена возможность подготовки и проведения в Московской областной Думе круглого стола.
Председатель Комитета Лазутина Л.Е. как член коллегии Министерства образования Московской области и член Московского областного координационного совета по патриотическому воспитанию граждан принимала активное участие в заседаниях коллегии и молодежных мероприятиях, проводимых в Московской области.
Председатель Комитета Лазутина Л.Е. - член Координационного совета по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы и Плана первоочередных мероприятий по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей Московской области на 2013-2014 годы, член Совета по научным грантам Губернатора Московской области.
В 2014 году Лазутина Л.Е. принимала участие в работе Межведомственной рабочей группы по реализации смотра-конкурса "Парки Подмосковья".
В качестве члена Совета по присуждению ежегодных премий Губернатора Московской области "Наше Подмосковье" Лазутина Л.Е. активно участвовала в заседаниях Совета. 28 ноября 2014 года на торжественной церемонии награждения лауреатов премии Лазутина Л.Е. выступила в качестве эксперта номинации "Молодое Подмосковье".
В составе конкурсной комиссии открытого творческого конкурса на создание гимна Московской области Лазутина Л.Е. приняла участие в обсуждении и оценке свыше 500 конкурсных работ.
Член Комитета Ордынская Т.А., являясь членом коллегии Министерства культуры Московской области и членом Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области, принимала активное участие в заседаниях коллегии и мероприятиях, проводимых Министерством культуры Московской области, в заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области.
31 мая 2014 года в Щелковском районе Московской области на базе Детского оздоровительного центра под руководством Ордынской Т.А. был проведен круглый стол на тему "Социокультурная программа в работе с детьми и подростками группы риска", в котором приняли участие депутаты Московской областной Думы, депутаты и иные представители органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, представители образования, культуры, спорта и духовенства.
22 октября 2014 года Ордынская Т.А. в Московской областной Думе открыла выставку работ художественного творчества учащихся Детской школы искусств города Королева. Выставка "Под небом России" была проведена в рамках объявленного в России 2014 года Годом культуры.
Член Комитета Мазуров А.Б. как член коллегии Министерства образования Московской области принимал активное участие в заседаниях коллегии.
24 января 2014 года Мазуров А.Б. принял участие в торжественном открытии Московского областного детского и юношеского конкурса пианистов "Классика и современность", который проходил в городе Коломне в рамках Первого Конгресса пианистов Подмосковья. Специальный приз, учрежденный депутатом Московской областной Думы Мазуровым А.Б., был вручен студентке 2 курса 1-го Московского областного музыкального колледжа Дарченко Т.
27 ноября 2014 года Мазуров А.Б. принял участие в XII Московских областных Рождественских образовательных чтениях, выступив с докладом "Историческое значение Крещения Руси князем Владимиром".
13 декабря 2014 года под руководством Мазурова А.Б. в МГОСГИ был успешно проведен III региональный открытый фестиваль-конкурс военно-патриотической песни "Моя Россия", посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
21 ноября 2014 года член Комитета Баранов А.Н. участвовал в церемонии награждения победителей первенства им. Федора Конюхова "Великие русские", проходившего среди учеников старших классов Наро-Фоминского района при его поддержке, а также при поддержке Русского географического общества и общественной организации "Офицеры России".
28 ноября 2014 года Баранов А.Н. принял участие в церемонии открытия Второго межзонального фестиваля-конкурса исполнительского мастерства и творчества преподавателей муниципальных учреждений дополнительного образования детей, посвященного 85-летию Московской области.
11 декабря 2014 года в здании Московской областной Думы с участием Баранова А.Н. состоялась презентация книги заслуженного работника культуры России Измайлова Б. "Эстафета памяти" (о памятниках и захоронениях советских воинов, погибших в битве за Москву). Член Комитета Баранов А.Н. принимал непосредственное участие в подготовке данного издания.
Члены Комитета и работники аппарата Комитета в отчетный период принимали участие в различных мероприятиях, проводимых в Московской области:
в церемонии награждения финалистов Московского областного конкурса "Лучший руководитель муниципальной организации культуры - 2014" (09.04.2014, г. Ступино);
в церемонии награждения победителей Первого Открытого чемпионата профессионального мастерства Московской области WSR-2014 (30.04.2014, г. Коломна);
в церемонии награждения лауреатов и финалистов областного конкурса "Педагог года Подмосковья - 2014" (15.05.2014, г. Красногорск);
в работе научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры (19.05.2014, г. Люберцы);
в августовской конференции педагогической общественности Московской области на тему "Актуальные вопросы развития системы образования Московской области" (26.08.2014, г. Красногорск);
в семинаре на тему "Дистанционное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Московской области: модели успешной социализации" (30.09.2014, г. Павловский Посад);
в работе научно-практической конференции на тему "Московская область: прошлое, настоящее и будущее", посвященной 85-летию образования Московской области (24.10.2014, г. Коломна);
в торжественной церемонии открытия нового здания Музейно-выставочного комплекса Московской области "Новый Иерусалим" (22.11.2014, Истринский муниципальный район);
в мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества (23.02.2014), Празднику труда в Московской области (21.04.2014), Дню народного единства (04.11.2014) и др.
Члены Комитета в 2014 году принимали участие в следующих мероприятиях, проводимых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
в работе круглого стола на тему "Правовое регулирование взаимодействия системы образования с организациями культуры, спорта, здравоохранения, опеки и попечительства по вопросам образования и социализации детей" (26-28.03.2014, г. Ульяновск);
в работе парламентских слушаний на тему "Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий" (19.04.2014);
в работе семинара-совещания на тему "О практике рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, после 1 января 2013 года" (29.10.2014);
в работе круглого стола на тему "Совершенствование нормативного правового обеспечения в области государственной и профессионально-общественной аккредитации, независимых форм оценки качества образования" (14.11.2014);
в работе круглого стола на тему "Правовые гарантии развития семейных детских садов и других вариативных форм дошкольного образования" (17.11.2014).
В течение года в заседаниях Комитета и ряде наиболее значимых мероприятий, проводимых Комитетом, принимали активное участие члены Московского областного молодежного парламента Карачун С.Н., Козловский А.Д., Струков К.В., а также члены Экспертно-консультативного совета, созданного при Комитете.
Положительно сказывалось на уровне правовой проработки всех документов, над которыми работал Комитет, конструктивное взаимодействие с Государственно-правовым управлением Московской областной Думы, правовыми управлениями Губернатора Московской области и исполнительных органов государственной власти Московской области.
В средствах массовой информации оперативно освещались вопросы по предметам ведения Комитета. Был подготовлен ряд публикаций в центральных и областных газетах и журналах, подготовлен и проведен ряд тематических передач в программах областного и местного телевидения, а также были подготовлены публикации в муниципальных средствах информации. На официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" регулярно размещались информационные сообщения, выступления депутатов и интервью с ними по вопросам ведения Комитета.

Заместитель председателя
Комитета по вопросам
образования и культуры
А.Н. Баранов


------------------------------------------------------------------